Русская литература конца ХIХ - начала ХХ века. Художник и литературный процесс. Спивак Р.С. - 186 стр.

UptoLike

Составители: 

Речь повествователя в книге М. Горького «По Руси»
и авторская концепция человека
186
нятия. Отсюда такие характерные для прозы писателя и давно
отмеченные в литературе о Горьком особенности речи, как «иг-
ра» значениями однокорневых слов, сопоставление антонимов и
антонимических корней, разложение фразеологизмов и др.
В книге «По Руси» Горький свободно вводит в оборот ус-
тоявшиеся словесные формулы, которые Толстой расценил бы
как штамп («грудь наливается ненавистью», «тоска сосет кровь
сердца», «земля дышит тяжело», «бархат черных полей», «ша-
тер небес», «золото слов», люди «облепили крыльцо», грязь
«чмокает», «идет к своей мечте сквозь терния... злобы», «любит
слепой и мучительной любовью», «грубо срывая с души светлые
покровы юношеского романтизма», «испить из чаши жизни» и
др.).
Горький любит увеличивать емкость какого-либо слова
или словосочетания до символа, превращая его в ключ для по-
нимания идейного смысла всего рассказа или даже цикла. В
книге «По Руси» в роли такого «ключевого» слова выступает,
например, постоянно повторяющееся в различных сочетаниях
слово «серый». Из рассказа в рассказ переходят «серые люди», с
серым цветом лица, с серыми бородами, у них «серые лохматые
фигуры», «серые, как пепел, слова», «серые от грязи рубахи» и
«серенькие души». Они живут на улицах, «сереньких» от пыли,
в серых постройках. Серый цвет равно характеризует и бездом-
ных нищих, и состоятельных хозяев. У бродяги – «серые лохмо-
тья», у домовладельца Хлебникова «серое пальто, похожее на
арестантский халат». Серый цвет объединяет мертвецов, боль-
ных и здоровых. Это символ бескрасочной, нечистоплотной,
бесцельной жизни мещанской Руси. Символическое значение
слова «серый» подчеркивается и углубляется постоянно сопря-
гаемыми с ним словами-синонимами, варьирующими понятие
безликости, духовной бедности. Это синонимия индивидуально
авторская. В качестве наиболее выразительных синонимов
Горький использует слова «зимний», «пустой», «мягкий» «сы-
рой». В горьковском повествовании эти слова доосмысливают-
ся, начинают звучать в переносном, широком смысле. В серых
людях русской губернии повествователь видит «что-то непобе-
димо зимнее». Уездный обыватель воспринимается им как
«зимний человек», бесплодный и скучный. Мягкость у Горького
        Речь повествователя в книге М. Горького «По Руси»
                  и авторская концепция человека

нятия. Отсюда такие характерные для прозы писателя и давно
отмеченные в литературе о Горьком особенности речи, как «иг-
ра» значениями однокорневых слов, сопоставление антонимов и
антонимических корней, разложение фразеологизмов и др.
      В книге «По Руси» Горький свободно вводит в оборот ус-
тоявшиеся словесные формулы, которые Толстой расценил бы
как штамп («грудь наливается ненавистью», «тоска сосет кровь
сердца», «земля дышит тяжело», «бархат черных полей», «ша-
тер небес», «золото слов», люди «облепили крыльцо», грязь
«чмокает», «идет к своей мечте сквозь терния... злобы», «любит
слепой и мучительной любовью», «грубо срывая с души светлые
покровы юношеского романтизма», «испить из чаши жизни» и
др.).
      Горький любит увеличивать емкость какого-либо слова
или словосочетания до символа, превращая его в ключ для по-
нимания идейного смысла всего рассказа или даже цикла. В
книге «По Руси» в роли такого «ключевого» слова выступает,
например, постоянно повторяющееся в различных сочетаниях
слово «серый». Из рассказа в рассказ переходят «серые люди», с
серым цветом лица, с серыми бородами, у них «серые лохматые
фигуры», «серые, как пепел, слова», «серые от грязи рубахи» и
«серенькие души». Они живут на улицах, «сереньких» от пыли,
в серых постройках. Серый цвет равно характеризует и бездом-
ных нищих, и состоятельных хозяев. У бродяги – «серые лохмо-
тья», у домовладельца Хлебникова – «серое пальто, похожее на
арестантский халат». Серый цвет объединяет мертвецов, боль-
ных и здоровых. Это – символ бескрасочной, нечистоплотной,
бесцельной жизни мещанской Руси. Символическое значение
слова «серый» подчеркивается и углубляется постоянно сопря-
гаемыми с ним словами-синонимами, варьирующими понятие
безликости, духовной бедности. Это синонимия индивидуально
авторская. В качестве наиболее выразительных синонимов
Горький использует слова «зимний», «пустой», «мягкий» «сы-
рой». В горьковском повествовании эти слова доосмысливают-
ся, начинают звучать в переносном, широком смысле. В серых
людях русской губернии повествователь видит «что-то непобе-
димо зимнее». Уездный обыватель воспринимается им как
«зимний человек», бесплодный и скучный. Мягкость у Горького

                              186