Русская литература конца ХIХ - начала ХХ века. Художник и литературный процесс. Спивак Р.С. - 188 стр.

UptoLike

Составители: 

Речь повествователя в книге М. Горького «По Руси»
и авторская концепция человека
188
пронизывает цикл рассказов, вызывая у читателя резкое непри-
ятие самого склада жизни дореволюционной Руси, ощущение
необходимости каких-то коренных перемен, активного вмеша-
тельства в жизнь.
Подобным по своей функции «ключевым» словом, хотя и
иным по смысловой нагрузке, является в повествовании слово
«проходящий». Это, если так можно сказать, слово-проблема.
«Проходящий» это тот, кто имеет силы не врастать в болото
серой жизни, пройти мимо, кто свободен и независим внешне, а
внутренне связан со всем миром любовью и состраданием. «По-
сеяны звезды на небе, и земля звезда, посеяны люди по земле,
и я среди них, чтобы бесстрашно ходить по всем дорогам, ви-
деть всякое горе, всю радость жизни и вместе с людьми пить
мед и яд» (XI, 213).
Позиция «проходящего» задумана как форма воплощения
эстетического идеала автора свободного человека-творца, на-
ходящегося в гармонии с миром.
«Вот я и один, в ночи, на милой мне земле, всем одина-
ково чужой и всему равно близкий, щедро оплодотворяемый
жизнью, по мере сил оплодотворяющий ее» (XI, 206).
Однако реально позиция «проходящего» противоречива,
она маркирует как творческие силы, так и одновременно сла-
бость персонажа. Чуждость серой жизни таит угрозу бесплодно-
сти личной свободы, индивидуализма, разрывающего «любов-
ную» связь с миром, обрекает на пассивность.
«Будем жить просто: они – свое, а мы свое»,– обращает-
ся «проходящий» к солнцу (XI, 226).
Двойственность позиции «проходящего» оттеняется и
лексически, путем построения синонимического ряда «прохо-
жий», «зритель». Но эти слова, в свою очередь, одновременно
сближаются по смыслу и с тем рядом слов, о котором мы писали
выше («сонный», «безликий», «равнодушный», «ленивый»). В
последних рассказах книги «По Руси» «прохожий» и «зритель»
встречаются в тексте все чаще, все настойчивей ассоциируются
со словом «проходящий», заостряя чисто речевыми средствами
проблему активности и действенности личности.
        Речь повествователя в книге М. Горького «По Руси»
                  и авторская концепция человека

пронизывает цикл рассказов, вызывая у читателя резкое непри-
ятие самого склада жизни дореволюционной Руси, ощущение
необходимости каких-то коренных перемен, активного вмеша-
тельства в жизнь.
      Подобным по своей функции «ключевым» словом, хотя и
иным по смысловой нагрузке, является в повествовании слово
«проходящий». Это, если так можно сказать, слово-проблема.
«Проходящий» – это тот, кто имеет силы не врастать в болото
серой жизни, пройти мимо, кто свободен и независим внешне, а
внутренне связан со всем миром любовью и состраданием. «По-
сеяны звезды на небе, и земля – звезда, посеяны люди по земле,
и я среди них, чтобы бесстрашно ходить по всем дорогам, ви-
деть всякое горе, всю радость жизни и вместе с людьми пить
мед и яд» (XI, 213).
      Позиция «проходящего» задумана как форма воплощения
эстетического идеала автора – свободного человека-творца, на-
ходящегося в гармонии с миром.
      «Вот я и один, в ночи, на милой мне земле, всем одина-
ково чужой и всему равно близкий, щедро оплодотворяемый
жизнью, по мере сил оплодотворяющий ее» (XI, 206).
      Однако реально позиция «проходящего» противоречива,
она маркирует как творческие силы, так и одновременно сла-
бость персонажа. Чуждость серой жизни таит угрозу бесплодно-
сти личной свободы, индивидуализма, разрывающего «любов-
ную» связь с миром, обрекает на пассивность.
      «Будем жить просто: они – свое, а мы – свое»,– обращает-
ся «проходящий» к солнцу (XI, 226).
      Двойственность позиции «проходящего» оттеняется и
лексически, путем построения синонимического ряда – «прохо-
жий», «зритель». Но эти слова, в свою очередь, одновременно
сближаются по смыслу и с тем рядом слов, о котором мы писали
выше («сонный», «безликий», «равнодушный», «ленивый»). В
последних рассказах книги «По Руси» «прохожий» и «зритель»
встречаются в тексте все чаще, все настойчивей ассоциируются
со словом «проходящий», заостряя чисто речевыми средствами
проблему активности и действенности личности.



                              188