Русская литература конца ХIХ - начала ХХ века. Художник и литературный процесс. Спивак Р.С. - 190 стр.

UptoLike

Составители: 

Речь повествователя в книге М. Горького «По Руси»
и авторская концепция человека
190
Горького не только подчеркнуто экспрессивны, они откровенно
субъективны, демонстративно произвольны. Писатель слага-
ет их на наших глазах, вводя нас в свою творческую лаборато-
рию.
«Я лежу рядом с Губиным на куче примятой соломы, в
сторожке большого плодового сада Биркиных. Сад раскинут по
горе, через вершины яблонь, слив и груш, в росе, тяжелой как
ртуть, мне видно весь город, с его пестрыми церквами, желтой,
недавно окрашенной тюрьмой и желтым казначейством.
Эти желтые четырехугольники как бубновые тузы
на спине арестанта, серые полосы улиц – точно глубокие
складки в пестрых лохмотьях изношенной, пыльной, вы-
цветшей одежды. В это утро сравнения рождаются печаль-
ные должно быть, потому, что всю ночь в душе моей не-
уемно пела грусть о другой жизни. Не с чем сравнить церк-
ви...» (XI, 51).
«Склоняясь к западу, в мутном небе висит на золотых
лучах красноватое солнце. Тихий голос женщины, медный
плеск колоколов и стеклянное кваканье лягушеквсе звуки,
которыми жив город в эти минуты. Звуки плывут низко над
землею, точно ласточки перед дождем. Над ними, вокруг их
тишина, поглощающая все, как смерть. Рождается нелегкое
сравнение: точно город посажен в большую бутылку, лежа-
щую на боку, заткнутую огненной пробкой, и кто-то лениво,
тихонько бьет извне по ее нагретому стеклу» (XI, 291).
«Речь старика течет, как вода из водосточной трубы в не-
погожий, холодный день осени; покачивая серой бородою, он
говорит, говорит, и постепенно я начинаю думать, что имен-
но он злой колдун и хозяин этой от всего далекой земли, боло-
тистой, изгрызенной оврагами, неплодной. Это он нарочито
неуютно сунул город в глинистую лощину, смешал, сбил в
кучи дома, опутал улицы; он равнодушно творит непонятно
грубую и жестокую, убийственно скучную жизнь...» (XI, 74).
Используя какое-либо сравнение, Горький может сослать-
ся на героя своего рассказа, от которого повествователь это
сравнение услышал, и объяснить, как оно могло возникнуть в
сознании героя. Так, в рассказе «На пароходе» рождается срав-
нение помятого, с кустиками волос на лице мужчины с мохна-
        Речь повествователя в книге М. Горького «По Руси»
                  и авторская концепция человека

Горького не только подчеркнуто экспрессивны, они откровенно
субъективны, демонстративно произвольны. Писатель слага-
ет их на наших глазах, вводя нас в свою творческую лаборато-
рию.
       «Я лежу рядом с Губиным на куче примятой соломы, в
сторожке большого плодового сада Биркиных. Сад раскинут по
горе, через вершины яблонь, слив и груш, в росе, тяжелой как
ртуть, мне видно весь город, с его пестрыми церквами, желтой,
недавно окрашенной тюрьмой и желтым казначейством.
       Эти желтые четырехугольники – как бубновые тузы
на спине арестанта, серые полосы улиц – точно глубокие
складки в пестрых лохмотьях изношенной, пыльной, вы-
цветшей одежды. В это утро сравнения рождаются печаль-
ные – должно быть, потому, что всю ночь в душе моей не-
уемно пела грусть о другой жизни. Не с чем сравнить церк-
ви...» (XI, 51).
       «Склоняясь к западу, в мутном небе висит на золотых
лучах красноватое солнце. Тихий голос женщины, медный
плеск колоколов и стеклянное кваканье лягушек – все звуки,
которыми жив город в эти минуты. Звуки плывут низко над
землею, точно ласточки перед дождем. Над ними, вокруг их –
тишина, поглощающая все, как смерть. Рождается нелегкое
сравнение: точно город посажен в большую бутылку, лежа-
щую на боку, заткнутую огненной пробкой, и кто-то лениво,
тихонько бьет извне по ее нагретому стеклу» (XI, 291).
       «Речь старика течет, как вода из водосточной трубы в не-
погожий, холодный день осени; покачивая серой бородою, он
говорит, говорит, и постепенно я начинаю думать, что имен-
но он злой колдун и хозяин этой от всего далекой земли, боло-
тистой, изгрызенной оврагами, неплодной. Это он нарочито
неуютно сунул город в глинистую лощину, смешал, сбил в
кучи дома, опутал улицы; он равнодушно творит непонятно
грубую и жестокую, убийственно скучную жизнь...» (XI, 74).
       Используя какое-либо сравнение, Горький может сослать-
ся на героя своего рассказа, от которого повествователь это
сравнение услышал, и объяснить, как оно могло возникнуть в
сознании героя. Так, в рассказе «На пароходе» рождается срав-
нение помятого, с кустиками волос на лице мужчины с мохна-

                              190