Русская литература конца ХIХ - начала ХХ века. Художник и литературный процесс. Спивак Р.С. - 192 стр.

UptoLike

Составители: 

Речь повествователя в книге М. Горького «По Руси»
и авторская концепция человека
192
«...Это не мешает им (беременным женщинам) работать с
тем же напряжением отчаяния... Они точно иголки и нитки:
чья-то хлопотливая, упрямая рука хочет заштопать их силой
гнилую ткань, а она все расползается, рвется» (XI, 67).
«...Овраг лежит на земле медвежьей шубой: кто-то сказоч-
но огромный сбросил ее с широких плеч и, должно быть, –
ушел, убежал за луга, за леса» (XI, 73).
«Разноцветно, разнозвучно играют умы» (XI, 245).
«А на ступеньках крыльца идолом сидит сам Брундуков,
по глаза налитый жиром, квасом, чаем. Он выпаривает себя на
солнце и думает о разных премудростях» (XI, 254).
«Летит степью ветер и бьет в стену Кавказских гор; гор-
ный хребет – точно огромный парус, земля – со свистом несется
среди бездонных голубых пропастей...» (XI, 124).
Различие основных тенденций языка Толстого и Горького
можно осмыслить в общей системе особенностей эстетического
идеала художников и образа повествователя.
Эстетический идеал Толстого это идеал мировой гармо-
нии социальной, нравственной, эстетической, гармонии лич-
ного и общего, природы и человека, разума и чувства, инди-
видуальности и общества. В этой гармонии человек, с его лич-
ностным, волевым началом, не составляет центра, стержня. На-
оборот, толстовская мировая гармония предполагает примат
объективного, внеличностного. В 50–60-е гг. это примат при-
родной, естественной «живой» жизни; в 80-е гг. надличност-
ного, религиозного сознания, религиозной истины.
В эстетической системе Толстого человек активен. Нрав-
ственность, основной критерий оценки человека, у Толстого
всегда предполагает действенное отношение к жизни. Но эта
активность прежде всего направлена на признание примата объ-
ективного, внеличного и на перестройку в соответствии с его
требованиями всего, что составляет сферу личностного, инди-
видуального.
Эстетический же идеал Горького провозглашает примат
Человека личностного, волевого, творческого, субъективного,
культ активного вмешательства в жизнь, в объективное. Горь-
ковский человек в сфере объективного, природного – диктатор и
творец. В этом плане рассматриваемая выше тенденция языка
        Речь повествователя в книге М. Горького «По Руси»
                  и авторская концепция человека

      «...Это не мешает им (беременным женщинам) работать с
тем же напряжением отчаяния... Они – точно иголки и нитки:
чья-то хлопотливая, упрямая рука хочет заштопать их силой
гнилую ткань, а она все расползается, рвется» (XI, 67).
      «...Овраг лежит на земле медвежьей шубой: кто-то сказоч-
но огромный сбросил ее с широких плеч и, должно быть, –
ушел, убежал за луга, за леса» (XI, 73).
      «Разноцветно, разнозвучно играют умы» (XI, 245).
      «А на ступеньках крыльца идолом сидит сам Брундуков,
по глаза налитый жиром, квасом, чаем. Он выпаривает себя на
солнце и думает о разных премудростях» (XI, 254).
      «Летит степью ветер и бьет в стену Кавказских гор; гор-
ный хребет – точно огромный парус, земля – со свистом несется
среди бездонных голубых пропастей...» (XI, 124).
      Различие основных тенденций языка Толстого и Горького
можно осмыслить в общей системе особенностей эстетического
идеала художников и образа повествователя.
      Эстетический идеал Толстого – это идеал мировой гармо-
нии – социальной, нравственной, эстетической, гармонии лич-
ного и общего, природы и человека, разума и чувства, инди-
видуальности и общества. В этой гармонии человек, с его лич-
ностным, волевым началом, не составляет центра, стержня. На-
оборот, толстовская мировая гармония предполагает примат
объективного, внеличностного. В 50–60-е гг. – это примат при-
родной, естественной «живой» жизни; в 80-е гг. – надличност-
ного, религиозного сознания, религиозной истины.
      В эстетической системе Толстого человек активен. Нрав-
ственность, основной критерий оценки человека, у Толстого
всегда предполагает действенное отношение к жизни. Но эта
активность прежде всего направлена на признание примата объ-
ективного, внеличного и на перестройку в соответствии с его
требованиями всего, что составляет сферу личностного, инди-
видуального.
      Эстетический же идеал Горького провозглашает примат
Человека – личностного, волевого, творческого, субъективного,
культ активного вмешательства в жизнь, в объективное. Горь-
ковский человек в сфере объективного, природного – диктатор и
творец. В этом плане рассматриваемая выше тенденция языка

                              192