ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
Речь повествователя в книге М. Горького «По Руси»
и авторская концепция человека
191
той варежкой, а в рассказе «В ущелье» – изгибистой, шумливой
реки – со свахой.
Конечно, развернутое ознакомление читателя с процессом
создания, «выдумывания» тропа встречается в повествовании
сравнительно редко, но то или иное указание на процесс соз-
дания, «выдумывания» часто содержится в самой структуре
тропа, так как Горький не только не маскирует, а акцентирует
его относительную произвольность.
«Неприятные мысли точно сыпью выходят на его лице,
он краснеет» (XI, 362).
«Покачиваясь, точно скользя на коньках по крашено-
му полу, она бесшумно переходила из комнаты в кухню с по-
лотенцами, смоченными водой и уксусом ...а я любовался ею»
(XI, 302).
«Хороша река, – вся в трепетном кружеве снежной пе-
ны, она бежит играя, по цветным камням, округленным ею,
камни шелковисто просвечивают сквозь янтарное, на солнце,
стекло воды, точно пестрый ковер или дорогая шаль из Ка-
шемира» (XI, 155).
«Над одним его (города) концом толстой палкой торчала
труба завода, над другим и в середине – поднялись две ко-
локольни, одна – с золотой главой, другая, должно быть, зе-
леная или синяя, теперь, при луне, она кажется черной и похо-
жа на пеструю малярную кисть» (XI, 109).
«Веером раскрылись первые, мечеобразные лучи, концы
их ослепительно белы, и кажется, что слышишь, как с без-
граничных высот ниспадает на землю густой звон серебряных
колоколов, торжественный звон навстречу грядущему солнцу,
– над лесом уже виден красный его край, – чаша, полная сока
жизни, опрокинута над землею и щедро льет на нее свою
творческую мощь, а с лугов в небо поднимается, точно дым
кадильный, красноватый пар» (XI, 113–114).
Субъективность горьковских тропов тесно связана с из-
любленным видом тропа, осмысливающим на равных правах,
как равноценные, орудия и результаты производства универ-
сальной мастерской бытия, – явления природы, духовную и ма-
териальную жизнь человека.
Речь повествователя в книге М. Горького «По Руси» и авторская концепция человека той варежкой, а в рассказе «В ущелье» – изгибистой, шумливой реки – со свахой. Конечно, развернутое ознакомление читателя с процессом создания, «выдумывания» тропа встречается в повествовании сравнительно редко, но то или иное указание на процесс соз- дания, «выдумывания» часто содержится в самой структуре тропа, так как Горький не только не маскирует, а акцентирует его относительную произвольность. «Неприятные мысли точно сыпью выходят на его лице, он краснеет» (XI, 362). «Покачиваясь, точно скользя на коньках по крашено- му полу, она бесшумно переходила из комнаты в кухню с по- лотенцами, смоченными водой и уксусом ...а я любовался ею» (XI, 302). «Хороша река, – вся в трепетном кружеве снежной пе- ны, она бежит играя, по цветным камням, округленным ею, камни шелковисто просвечивают сквозь янтарное, на солнце, стекло воды, точно пестрый ковер или дорогая шаль из Ка- шемира» (XI, 155). «Над одним его (города) концом толстой палкой торчала труба завода, над другим и в середине – поднялись две ко- локольни, одна – с золотой главой, другая, должно быть, зе- леная или синяя, теперь, при луне, она кажется черной и похо- жа на пеструю малярную кисть» (XI, 109). «Веером раскрылись первые, мечеобразные лучи, концы их ослепительно белы, и кажется, что слышишь, как с без- граничных высот ниспадает на землю густой звон серебряных колоколов, торжественный звон навстречу грядущему солнцу, – над лесом уже виден красный его край, – чаша, полная сока жизни, опрокинута над землею и щедро льет на нее свою творческую мощь, а с лугов в небо поднимается, точно дым кадильный, красноватый пар» (XI, 113–114). Субъективность горьковских тропов тесно связана с из- любленным видом тропа, осмысливающим на равных правах, как равноценные, орудия и результаты производства универ- сальной мастерской бытия, – явления природы, духовную и ма- териальную жизнь человека. 191
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 189
- 190
- 191
- 192
- 193
- …
- следующая ›
- последняя »