Русская литература конца ХIХ - начала ХХ века. Художник и литературный процесс. Спивак Р.С. - 189 стр.

UptoLike

Составители: 

Речь повествователя в книге М. Горького «По Руси»
и авторская концепция человека
189
В отличие от лишенной тропов фразы Толстого и ее одно-
родной лексики, горьковская фраза любит соединять лексику
бытовую с книжно-отвлеченной, современную – с архаической.
«Откуда-то выдвинулась чернобровая женщина; спустив
шаль с головы на плечи, ...деловито подогнув подол юбки, села
рядом с парнем ...и ...сказала ласково, но владычно...» (XI,
121).
«Но слова тяжелы, точно камни, убивая фантазию, они
ложатся над трупом ее серым холмом...» (XI, 190).
«Кажется, что серый день всею своею работою служит
акафист весне...» (XI, 26).
«Слова его – точно кирпичи и холодно возводят все
выше вокруг меня тяжкие темные стены каких-то странных,
ненужных событий, непонятных драм» (XI, 72).
«Я шагал за ним по другой стороне улицы и сочинял
ему интересную жизнь, создавая из него праведника, духом
которого жив этот пыльный, деревянный город, тихий лагерь
безличных людей» (XI, 312).
Фраза Горького часто строится на сочетании лексики изо-
бразительного, объективного плана и плана экспрессивно-
оценочного, субъективного. Эти два лексических пласта у Горь-
кого гармонично сплетаются, не нарушая ее органической цель-
ности.
«Но уже небо, холодно серея, незаметно теряет ночную
мягкость и теплоту; лучи звезд опадают, как лепестки цве-
тов, луна, доселе золотистая, бледнея, опыляется серебром и
уходит все дальше от земли. Вода реки неуловимо изменяет
свой густой, маслянистый блеск, в ней капризно являются на
миг и тотчас исчезают жемчужные отражения быстрых изме-
нений цвета небес. А на востоке, над черными зубцами ело-
вого леса, уже поднята повисла тонкая, розовая пелена; она
разгорается все ярче, и ее слишком нежный, сладковатый
цвет приятно густеет, становится все более смелым и ярким,
точно шепот робкой молитвы переходит в ликующую песнь
благодарности» (XI, 113).
Свободное и гармоничное соединение объективного и экс-
прессивно-субъективного планов изображения обусловило на-
сыщенность повествования тропами и их своеобразие. Тропы
       Речь повествователя в книге М. Горького «По Руси»
                 и авторская концепция человека

      В отличие от лишенной тропов фразы Толстого и ее одно-
родной лексики, горьковская фраза любит соединять лексику
бытовую с книжно-отвлеченной, современную – с архаической.
      «Откуда-то выдвинулась чернобровая женщина; спустив
шаль с головы на плечи, ...деловито подогнув подол юбки, села
рядом с парнем ...и ...сказала ласково, но владычно...» (XI,
121).
      «Но слова тяжелы, точно камни, убивая фантазию, они
ложатся над трупом ее серым холмом...» (XI, 190).
      «Кажется, что серый день всею своею работою служит
акафист весне...» (XI, 26).
      «Слова его – точно кирпичи и холодно возводят все
выше вокруг меня тяжкие темные стены каких-то странных,
ненужных событий, непонятных драм» (XI, 72).
      «Я шагал за ним по другой стороне улицы и сочинял
ему интересную жизнь, создавая из него праведника, духом
которого жив этот пыльный, деревянный город, тихий лагерь
безличных людей» (XI, 312).
      Фраза Горького часто строится на сочетании лексики изо-
бразительного, объективного плана и плана экспрессивно-
оценочного, субъективного. Эти два лексических пласта у Горь-
кого гармонично сплетаются, не нарушая ее органической цель-
ности.
      «Но уже небо, холодно серея, незаметно теряет ночную
мягкость и теплоту; лучи звезд опадают, как лепестки цве-
тов, луна, доселе золотистая, бледнея, опыляется серебром и
уходит все дальше от земли. Вода реки неуловимо изменяет
свой густой, маслянистый блеск, в ней капризно являются на
миг и тотчас исчезают жемчужные отражения быстрых изме-
нений цвета небес. А на востоке, над черными зубцами ело-
вого леса, уже поднята – повисла тонкая, розовая пелена; она
разгорается все ярче, и ее слишком нежный, сладковатый
цвет приятно густеет, становится все более смелым и ярким,
точно шепот робкой молитвы переходит в ликующую песнь
благодарности» (XI, 113).
      Свободное и гармоничное соединение объективного и экс-
прессивно-субъективного планов изображения обусловило на-
сыщенность повествования тропами и их своеобразие. Тропы

                             189