ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
Речь повествователя в книге М. Горького «По Руси»
и авторская концепция человека
187
ассоциируется с бесформенностью, вызванной бес-
содержательностью.
«И все вокруг, – пишет автор, – мягкое, текучее, тающее
– возбуждало тоскливое чувство неустойчивости, непроч-
ности»
2
. Поэтому определение «мягкий» у Горького звучит как
«мятый» (здесь и далее выделено мною. – Р.С.).
«...Он был мягок, как неполный мешок» (XI, 117).
Синонимом бесформенности у Горького выступает и оп-
ределение «сырой». Не случайно руки у «неудавшегося» чело-
века Губина напоминают «сыромятные ремни», а голоса обы-
вателей звучат сипло и сыро.
«Женщина взвизгивает, точно маленькая собачка, споты-
кается, качаясь под толчками здоровенных лап, и панель во всю
ширину занята возней этих темных, сырых людей» (XI, 320).
Смысловую родственность перечисленных понятий Горь-
кий подчеркивает, выстраивая их в один ряд иногда в пределах
одной фразы, одного абзаца, одной страницы.
«Говорил он задыхаясь, плечи у него дрожали, ноги тряс-
лись, серое лицо мучительно исказилось и тоже все трепетало...
Но он вдруг весь стал мягкий и точно растаял на солнце...»
(XI, 120). У нудного и черствого старика-сектанта из рассказа
«В ущелье» «серые волосы бороды, подстриженной по-
татарски, густы, и, видимо, мягки» (154). «Все стояли пону-
рившись, молча, все стали как-то серее, мельче, и похожи друг
на друга. Было очень тяжело, как будто в грудь ударило боль-
шим и мягким – глыбой сырой, вязкой земли» (XI, 120).
Выстраиваемая цепь понятий-символов, приобретающих в
контексте оттенок синонимичности, пополняется и разрежается
рядом слов, не имеющих такого расширенного, символического
звучания, но варьирующих то же понятие духовной невырази-
тельности, мертвенности и, следовательно, восходящих к «клю-
чевому» слову «серый» («мелкий», «сырой», «вязкий», «мут-
ный», «бесцветный», «безликий», «сиплый», «немой», «сон-
ный», «нудный» и т. д.). Эта единая цепь авторских синонимов
2
А.М. Горький. Собр. соч. : в 30 т. М., 1951. Т. 11. С. 112. Далее произведения А.М.
Горького цитируются по данному изданию с указанием тома и страницы в скобках.
Речь повествователя в книге М. Горького «По Руси» и авторская концепция человека ассоциируется с бесформенностью, вызванной бес- содержательностью. «И все вокруг, – пишет автор, – мягкое, текучее, тающее – возбуждало тоскливое чувство неустойчивости, непроч- ности»2. Поэтому определение «мягкий» у Горького звучит как «мятый» (здесь и далее выделено мною. – Р.С.). «...Он был мягок, как неполный мешок» (XI, 117). Синонимом бесформенности у Горького выступает и оп- ределение «сырой». Не случайно руки у «неудавшегося» чело- века Губина напоминают «сыромятные ремни», а голоса обы- вателей звучат сипло и сыро. «Женщина взвизгивает, точно маленькая собачка, споты- кается, качаясь под толчками здоровенных лап, и панель во всю ширину занята возней этих темных, сырых людей» (XI, 320). Смысловую родственность перечисленных понятий Горь- кий подчеркивает, выстраивая их в один ряд иногда в пределах одной фразы, одного абзаца, одной страницы. «Говорил он задыхаясь, плечи у него дрожали, ноги тряс- лись, серое лицо мучительно исказилось и тоже все трепетало... Но он вдруг весь стал мягкий и точно растаял на солнце...» (XI, 120). У нудного и черствого старика-сектанта из рассказа «В ущелье» «серые волосы бороды, подстриженной по- татарски, густы, и, видимо, мягки» (154). «Все стояли пону- рившись, молча, все стали как-то серее, мельче, и похожи друг на друга. Было очень тяжело, как будто в грудь ударило боль- шим и мягким – глыбой сырой, вязкой земли» (XI, 120). Выстраиваемая цепь понятий-символов, приобретающих в контексте оттенок синонимичности, пополняется и разрежается рядом слов, не имеющих такого расширенного, символического звучания, но варьирующих то же понятие духовной невырази- тельности, мертвенности и, следовательно, восходящих к «клю- чевому» слову «серый» («мелкий», «сырой», «вязкий», «мут- ный», «бесцветный», «безликий», «сиплый», «немой», «сон- ный», «нудный» и т. д.). Эта единая цепь авторских синонимов 2 А.М. Горький. Собр. соч. : в 30 т. М., 1951. Т. 11. С. 112. Далее произведения А.М. Горького цитируются по данному изданию с указанием тома и страницы в скобках. 187
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 185
- 186
- 187
- 188
- 189
- …
- следующая ›
- последняя »