Русская литература конца ХIХ - начала ХХ века. Художник и литературный процесс. Спивак Р.С. - 49 стр.

UptoLike

Составители: 

«Русское» как предмет изображения в творчестве
И. Бунина и А. Блока
49
Э. Обухова справедливо подчеркивает трагическое начало
в блоковской России, но его содержание иное. Трагизм русской
судьбы, согласно художественной логике Блока, в прин-
ципиальной недостижимости абсолюта при нежелании и не-
умении ни отказаться от него, ни довольствоваться малым. По-
этому трагическое тесно связано с героическим: добровольным
посвящением себя идее достижения абсолюта, понятой как го-
лос высшего нравственного императива, оправдывающего лю-
бые жертвы.
На языке образного мышления Блока такая героико-
трагическая трактовка русской судьбы нашла выражение в сим-
воле начала, кануна битвы, боя, мятежа, не знающих победы-
завершения: «Но в каждой тихой ржавой капле /Зачало рек,
озер, болот» (III, 248); «И вечный бой! <...> И нет конца!» (III,
249); «Теперь твой час настал, Молись!» (III, 253); «В грозном
клике звучало: пора!» (III, 275); «Доколе матери тужить?» (III,
281).
В отношении к будущему России Блок существенно отли-
чается от Бунина и сближается с Горьким, но не до полного сов-
падения с ним. Горький славил состояние битвы с миром как
высшую мудрость наиболее достойных («храбрых»), способных
делать свою судьбу, а в противоречивости национального ха-
рактера видел залог того, что именно бой с миром будет выбран
народом из всех вариантов национальной судьбы. По художест-
венной логике Блока, Россия на бой обречена судьбой. Подобно
Горькому, он чувствовал величие такой судьбы; подобно Буни-
ну – провидел ее трагизм.
Бунин и Блок пророчествовали о разном. Правы были оба.
Бунин предупреждал об опасности стихийной основы на-
циональной жизни, о том, что стихия прекрасно уживается с
рабством. Блок понял трагическое величие русского пути. Он
писал: «Испепеляющие годы! / Безумья ль в вас, надежды ль
весть?» (III, 278). Не затем ли, согласно художественной логике
поэта, Россия взяла на себя испытание безумьем революции,
чтобы сделать для человечества очевидным, что этот путь ведет
в тупик? Чтобы подсказать необходимость искать путь иной…
         «Русское» как предмет изображения в творчестве
                       И. Бунина и А. Блока

      Э. Обухова справедливо подчеркивает трагическое начало
в блоковской России, но его содержание иное. Трагизм русской
судьбы, согласно художественной логике Блока, в прин-
ципиальной недостижимости абсолюта при нежелании и не-
умении ни отказаться от него, ни довольствоваться малым. По-
этому трагическое тесно связано с героическим: добровольным
посвящением себя идее достижения абсолюта, понятой как го-
лос высшего нравственного императива, оправдывающего лю-
бые жертвы.
      На языке образного мышления Блока такая героико-
трагическая трактовка русской судьбы нашла выражение в сим-
воле начала, кануна битвы, боя, мятежа, не знающих победы-
завершения: «Но в каждой тихой ржавой капле – /Зачало рек,
озер, болот» (III, 248); «И вечный бой! <...> И нет конца!» (III,
249); «Теперь твой час настал, – Молись!» (III, 253); «В грозном
клике звучало: пора!» (III, 275); «Доколе матери тужить?» (III,
281).
      В отношении к будущему России Блок существенно отли-
чается от Бунина и сближается с Горьким, но не до полного сов-
падения с ним. Горький славил состояние битвы с миром как
высшую мудрость наиболее достойных («храбрых»), способных
делать свою судьбу, а в противоречивости национального ха-
рактера видел залог того, что именно бой с миром будет выбран
народом из всех вариантов национальной судьбы. По художест-
венной логике Блока, Россия на бой обречена судьбой. Подобно
Горькому, он чувствовал величие такой судьбы; подобно Буни-
ну – провидел ее трагизм.
      Бунин и Блок пророчествовали о разном. Правы были оба.
Бунин предупреждал об опасности стихийной основы на-
циональной жизни, о том, что стихия прекрасно уживается с
рабством. Блок понял трагическое величие русского пути. Он
писал: «Испепеляющие годы! / Безумья ль в вас, надежды ль
весть?» (III, 278). Не затем ли, согласно художественной логике
поэта, Россия взяла на себя испытание безумьем революции,
чтобы сделать для человечества очевидным, что этот путь ведет
в тупик? Чтобы подсказать необходимость искать путь иной…



                               49