Русская литература конца ХIХ - начала ХХ века. Художник и литературный процесс. Спивак Р.С. - 51 стр.

UptoLike

Составители: 

Чехов и идея смирения в русской литературе ХIХ века
51
В «Евгении Онегине» с темой смирения связана судьба
старой няни Татьяны и самой Татьяны. Рассказ няни-крестьянки
о ее молодости традиционно комментируется исследователями в
социальном плане бесправия русской женщины в крестьян-
ской семье; при этом значительный пласт нравственно-
философской проблематики произведения остается не замечен-
ным. Но няня, носительница народной православной культуры,
не жалуется Тане, «не сетует» на свою тяжелую женскую долю,
а своим рассказом преподает ей урок высокого смирения, по-
зволившего Татьяне в будущем сохранить человеческое досто-
инство, доброту, жизнестойкость. Не случайно С.Франк отмечал
в творчестве Пушкина «слой примиряющей, по существу уже
религиозной духовности», «область религиозного примирения и
просветления»
3
. Обратим внимание, что смирение и просветле-
ние выступают в высказывании философа синонимами.
В повести «Детство» молодой Л.Толстой представляет чи-
тателю в качестве образца нравственной красоты и достоинства
Наталью Саввишну, старую няню рано ушедшей из жизни мате-
ри Николеньки, и рисует свою героиню на похоронах ее воспи-
танницы в состоянии неподдельного, глубокого, но смиренного
горя. «В дальнем углу залы, почти спрятавшись за отворенной
дверью буфета, стояла на коленях сгорбленная, седая старушка.
Соединив руки и подняв глаза к небу, она не плакала, но моли-
лась. Душа ее стремилась к Богу, она просила его соединить ее с
тою, кого она любила больше всего на свете, и твердо надея-
лась, что это будет скоро»
4
.
Смирение перед судьбой демонстрирует Платон Каратаев
в романе Л.Толстого «Война и мир», духовный учитель Пьера
Безухова. Даром смирения наделена Лукерья в рассказе Турге-
нева «Живые мощи»: разбитая параличом, всеми брошенная,
она поражает рассказчика и читателя благодарной, светлой лю-
бовью к жизни. Посредством смирения приходит к христиан-
скому идеалу самоотречения другая тургеневская героиня Ли-
за Калитина в романе «Дворянское гнездо». В этом же ряду рус-
3
Франк С. О задачах познания Пушкина // Пушкин в русской философской критике. М.,
1990. С.448, 449.
4
Толстой Л. Собр. соч.: в 20 т. М., 1990. Т.1. С. 112.
         Чехов и идея смирения в русской литературе ХIХ века


      В «Евгении Онегине» с темой смирения связана судьба
старой няни Татьяны и самой Татьяны. Рассказ няни-крестьянки
о ее молодости традиционно комментируется исследователями в
социальном плане – бесправия русской женщины в крестьян-
ской семье; при этом значительный пласт нравственно-
философской проблематики произведения остается не замечен-
ным. Но няня, носительница народной православной культуры,
не жалуется Тане, «не сетует» на свою тяжелую женскую долю,
а своим рассказом преподает ей урок высокого смирения, по-
зволившего Татьяне в будущем сохранить человеческое досто-
инство, доброту, жизнестойкость. Не случайно С.Франк отмечал
в творчестве Пушкина «слой примиряющей, по существу уже
религиозной духовности», «область религиозного примирения и
просветления»3. Обратим внимание, что смирение и просветле-
ние выступают в высказывании философа синонимами.
      В повести «Детство» молодой Л.Толстой представляет чи-
тателю в качестве образца нравственной красоты и достоинства
Наталью Саввишну, старую няню рано ушедшей из жизни мате-
ри Николеньки, и рисует свою героиню на похоронах ее воспи-
танницы в состоянии неподдельного, глубокого, но смиренного
горя. «В дальнем углу залы, почти спрятавшись за отворенной
дверью буфета, стояла на коленях сгорбленная, седая старушка.
Соединив руки и подняв глаза к небу, она не плакала, но моли-
лась. Душа ее стремилась к Богу, она просила его соединить ее с
тою, кого она любила больше всего на свете, и твердо надея-
лась, что это будет скоро»4.
      Смирение перед судьбой демонстрирует Платон Каратаев
в романе Л.Толстого «Война и мир», духовный учитель Пьера
Безухова. Даром смирения наделена Лукерья в рассказе Турге-
нева «Живые мощи»: разбитая параличом, всеми брошенная,
она поражает рассказчика и читателя благодарной, светлой лю-
бовью к жизни. Посредством смирения приходит к христиан-
скому идеалу самоотречения другая тургеневская героиня – Ли-
за Калитина в романе «Дворянское гнездо». В этом же ряду рус-
3
 Франк С. О задачах познания Пушкина // Пушкин в русской философской критике. М.,
1990. С.448, 449.
4
 Толстой Л. Собр. соч.: в 20 т. М., 1990. Т.1. С. 112.


                                       51