Русская литература конца ХIХ - начала ХХ века. Художник и литературный процесс. Спивак Р.С. - 53 стр.

UptoLike

Составители: 

Чехов и идея смирения в русской литературе ХIХ века
53
для нее и счастья с любимым человеком автором опоэтизирова-
но. В рассказе же Чехова «О любви» аналогичное поведение ге-
роя оценивается самим героем и автором как душевная дряб-
лость, инертность: «…о, как мы были с ней несчастны! – я при-
знался ей в своей любви, и со жгучей болью в сердце я понял,
как ненужно, мелко и как обманчиво было все то, что мешало
нам любить. Я понял, что когда любишь, то в своих рассужде-
ниях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важ-
ного, чем грех или добродетель в их ходячем смысле, или не
нужно рассуждать вовсе»
6
.
Л.Толстой в рассказе «Три смерти» восхищается смире-
нием умирающего крестьянина, как Тургенев поведением
ожидающей смерти Лукерьи в «Живых мощах». Смирение этих
героев заключает в себе мужество, человеческое достоинство,
светлую благодарность жизни – качества, присущие духовно
богатым, сильным людям. В произведениях Чехова душа персо-
нажа в аналогичных обстоятельствах полна страха, место сми-
рения занимает смятение, внутреннее сопротивление судьбе,
принимающее форму самообмана. Так, пугаясь смерти и отчаи-
ваясь, обманывает себя Павел Иванович в рассказе Чехова «Гу-
сев». Он тяжело болен и «спит сидя, так как в лежачем положе-
нии он задыхается. Лицо у него серое, нос длинный, острый,
глаза, оттого что он страшно исхудал, громадные, виски впа-
ли…». С каждым днем ему хуже, и он не может не чувствовать
приближение смерти, но судорожно цепляется за надежду обма-
нуть смерть и для этого обманывает себя и окружающих. «– Вам
нездорово? Ничего…– отвечает Павел Иванович, задыхаясь.
Ничего, даже, напротив… лучше… Видишь, я уже и лежать мо-
гу… Полегчало… <...> Как сравнишь себя с вами, жалко мне
вас…бедняг. Легкие у меня здоровые, а кашель это желудоч-
ный… Я могу перенести ад, не то что Красное море!» Таящийся
в душе ужас обнаруживает себя попыткой вернуть себе уверен-
ность любой ценой, самое простое возвыситься за счет униже-
ния другого. «К тому же я отношусь критически и к болезни
6
Чехов А.П. Собр. соч.: в 12 т. М., 1961. Т.8. С.314. В дальнейшем тексты Чехова цити-
рую по этому изданию с указанием тома и страницы в скобках.
          Чехов и идея смирения в русской литературе ХIХ века


для нее и счастья с любимым человеком автором опоэтизирова-
но. В рассказе же Чехова «О любви» аналогичное поведение ге-
роя оценивается самим героем и автором как душевная дряб-
лость, инертность: «…о, как мы были с ней несчастны! – я при-
знался ей в своей любви, и со жгучей болью в сердце я понял,
как ненужно, мелко и как обманчиво было все то, что мешало
нам любить. Я понял, что когда любишь, то в своих рассужде-
ниях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важ-
ного, чем … грех или добродетель в их ходячем смысле, или не
нужно рассуждать вовсе»6.
       Л.Толстой в рассказе «Три смерти» восхищается смире-
нием умирающего крестьянина, как Тургенев – поведением
ожидающей смерти Лукерьи в «Живых мощах». Смирение этих
героев заключает в себе мужество, человеческое достоинство,
светлую благодарность жизни – качества, присущие духовно
богатым, сильным людям. В произведениях Чехова душа персо-
нажа в аналогичных обстоятельствах полна страха, место сми-
рения занимает смятение, внутреннее сопротивление судьбе,
принимающее форму самообмана. Так, пугаясь смерти и отчаи-
ваясь, обманывает себя Павел Иванович в рассказе Чехова «Гу-
сев». Он тяжело болен и «спит сидя, так как в лежачем положе-
нии он задыхается. Лицо у него серое, нос длинный, острый,
глаза, оттого что он страшно исхудал, громадные, виски впа-
ли…». С каждым днем ему хуже, и он не может не чувствовать
приближение смерти, но судорожно цепляется за надежду обма-
нуть смерть и для этого обманывает себя и окружающих. «– Вам
нездорово? – Ничего…– отвечает Павел Иванович, задыхаясь. –
Ничего, даже, напротив… лучше… Видишь, я уже и лежать мо-
гу… Полегчало… <...> Как сравнишь себя с вами, жалко мне
вас…бедняг. Легкие у меня здоровые, а кашель это желудоч-
ный… Я могу перенести ад, не то что Красное море!» Таящийся
в душе ужас обнаруживает себя попыткой вернуть себе уверен-
ность любой ценой, самое простое – возвыситься за счет униже-
ния другого. «К тому же я отношусь критически и к болезни

6
  Чехов А.П. Собр. соч.: в 12 т. М., 1961. Т.8. С.314. В дальнейшем тексты Чехова цити-
рую по этому изданию с указанием тома и страницы в скобках.



                                          53