ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
50
Чехов и идея смирения
в русской литературе ХIХ века
Современное восприятие Чехова в ретроспективе всего
ХХ в. позволяет поставить новый для чеховедения вопрос о ти-
пологической близости творчества великого русского писателя
европейскому экзистенциализму и его национальном своеобра-
зии в плане интересующей нас проблемы. Ввиду сложности те-
мы, остановлюсь на одном ее аспекте, не получившем в критике
освещения, – на отношении Чехова как художественного автора
к идее смирения, занимающей в русской литературе ХIХ столе-
тия большое место.
Смирение в его каноническом варианте представляет со-
бой одну из главных христианских добродетелей, состоящую,
согласно Библии, в том, что человек «вменяет себя за ничто»,
«имеет только то, что дарует Бог» и « во всем прибегает к мило-
сердию Божию»
1
. Христианское смирение означает согласие с
судьбой и ведет к гармонизации отношений человека с миром и
самим собой: «Бог гордым противится, а смиренным дает бла-
годать» (1 Петр. 5 : 5,6.). Недаром Пушкин в поэтическом пере-
ложении молитвы Ефрема Сирина просит Бога дать ему смире-
ние, «чтоб сердцем возлетать во области заочны, / Чтоб укреп-
лять его средь дольных бурь и битв…»
2
. Состояние смирения
противоположно отчаянию, сосредоточению на своих несчасти-
ях и, следовательно, отчуждению от мира; оно жизнесозида-
тельно:
…дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи (III, 373).
Такое смирение присуще старому пушкинскому цыгану
(«Не сетуйте: таков судьбы закон…» – 3,381) и отличает лири-
ческого героя многих стихотворений поэта («Вновь я посе-
тил…», «Была пора, наш праздник молодой…» и др.).
1
Библейская энциклопедия. М., 1990. С.661.
2
Пушкин А.С. Полн. собр. соч.: в 10 т. М.-Л., 1949. Т.3. С. 373. В дальнейшем тексты
Пушкина цитирую по этому изданию с указанием тома и страницы в скобках.
Чехов и идея смирения в русской литературе ХIХ века Современное восприятие Чехова в ретроспективе всего ХХ в. позволяет поставить новый для чеховедения вопрос о ти- пологической близости творчества великого русского писателя европейскому экзистенциализму и его национальном своеобра- зии в плане интересующей нас проблемы. Ввиду сложности те- мы, остановлюсь на одном ее аспекте, не получившем в критике освещения, – на отношении Чехова как художественного автора к идее смирения, занимающей в русской литературе ХIХ столе- тия большое место. Смирение в его каноническом варианте представляет со- бой одну из главных христианских добродетелей, состоящую, согласно Библии, в том, что человек «вменяет себя за ничто», «имеет только то, что дарует Бог» и « во всем прибегает к мило- сердию Божию»1. Христианское смирение означает согласие с судьбой и ведет к гармонизации отношений человека с миром и самим собой: «Бог гордым противится, а смиренным дает бла- годать» (1 Петр. 5 : 5,6.). Недаром Пушкин в поэтическом пере- ложении молитвы Ефрема Сирина просит Бога дать ему смире- ние, «чтоб сердцем возлетать во области заочны, / Чтоб укреп- лять его средь дольных бурь и битв…»2. Состояние смирения противоположно отчаянию, сосредоточению на своих несчасти- ях и, следовательно, отчуждению от мира; оно жизнесозида- тельно: …дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья, Да брат мой от меня не примет осужденья, И дух смирения, терпения, любви И целомудрия мне в сердце оживи (III, 373). Такое смирение присуще старому пушкинскому цыгану («Не сетуйте: таков судьбы закон…» – 3,381) и отличает лири- ческого героя многих стихотворений поэта («Вновь я посе- тил…», «Была пора, наш праздник молодой…» и др.). 1 Библейская энциклопедия. М., 1990. С.661. 2 Пушкин А.С. Полн. собр. соч.: в 10 т. М.-Л., 1949. Т.3. С. 373. В дальнейшем тексты Пушкина цитирую по этому изданию с указанием тома и страницы в скобках. 50
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 48
- 49
- 50
- 51
- 52
- …
- следующая ›
- последняя »