Психология. Стадниченко Л.И. - 5 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

5
- рисуночные;
- устные.
4. В зависимости от количества испытуемых:
- индивидуальные;
- групповые.
1.1.2. Проективные методики
Термин «проективные» (от лат. «выбрасывание вперед» ) был введен Лоурен-
сом Франком (1939) для объединения внешне разнообразных способов исследования
личности , предполагающих перенос человеком содержания своего внутреннего мира
на внешние предметы . В творчестве, высказываниях , индивидуальных пристрастиях в
той или иной мере проявляются скрытые стремления, неосознаваемые проблемы ,
предполагаемые подходы к решению проблем . Существует несколько классифика-
ций, основанных на принципе проекции.
- Метод структурирования, придания испытуемым определенного смысла сти -
мульному материалу. Примером может быть метод «Пятна Рормаха». С помощью
этого метода диагностируют скрытые установки и свойства характера.
- Методики дополнения, предлагающие завершение фразы или истории. Испы-
туемому предлагается серия предложений (типа «Я вчера хотел …» или «Будущее
кажется мне …»), которые он должен закончить . Методика позволяет выявить моти -
вы , потребности , чувства, отношения.
Разновидностью методики завершения предложений является дополнение тек-
стов. Примером может быть тест Е. Саржента, 1944). Испытуемый знакомится с си -
туацией, где он ставит себя на место действующего лица и отвечает на возникшие во-
просы . Ответы анализируются: по характеру и выраженным эмоциям , типу когнитив-
ных проявлений, способу разрешения конфликтов.
- Методики катарсиса, то есть самовыражения в условиях эмоционально на -
пряженного творчества. Примером методик такого рода является психодрама (Дже-
коб Морено , 1946). Испытуемый играет роль самого себя при поддержке других уча-
стников. При этом проявляются его личные качества, а с другой стороны , за счет эф -
фективной разрядки достигается терапевтически эффект.
- Методики импрессии, предполагающие предпочтение одних стимулов дру-
гим. Наиболее распространенным в этой группе является «тест Люшера». Испытуе-
мому предъявляют цветные карточки и просят выбрать наиболее понравившиеся. За -
тем просят сделать выбор из оставшихся и т.д. Интерпретация: а) каждый цвет имеет
символическое значение (зеленый уверенность в себе, настойчивость, упорство; си -
ний спокойствие, удовлетворенность); б) порядок выбора цвета имеет функцио-
нальное значение (первый цвет отражает средства достижения цели , например , синий
обозначает действовать спокойно , второй цвет характеризует цель). Отвержение ос -
новных цветов (красный, синий, зеленый, желтый) равно как и выбор в числе первых
дополнительных (серый, коричневый, фиолетовый) свидетельствует о внутреннем
напряжении, подавленных потребностях , стрессе.
- Графические методики , основанные на самостоятельном изображении пред-
метов, людей, животных. В современной психодиагностике распространение получи -
ли «тест дерева» (К.Кох, 1949), «нарисуй человека» (К.Маховер , 1948), «автопортрет»
(Р. Бернс , 1972). В рисунке человек выражает особенности собственной личности .
                                                  5
       - р и с уночны е;
       - ус тны е.
       4. В зави с и мос ти от коли чес тва и с п ы туемы х:
       - и нди ви дуальны е;
       - гр уп п овы е.

         1.1.2. П роектив ны е методики
         Т ер ми н «п р оекти вны е» (от лат. «вы бр ас ы вани е вп ер ед») бы л введен Лоур ен-
с ом Ф р анком (1939) для объ еди нени я внешне р азнообр азны х с п ос обов и с с ледовани я
ли чнос ти , п р едп олагающ и х п ер енос человеком с одер жани яс воего внутр еннего ми р а
на внешни е п р едметы . В твор чес тве, вы с казы вани ях, и нди ви дуальны х п р и с тр ас ти ях в
той и ли и ной мер е п р оявляютс я с кр ы ты е с тр емлени я, неос ознаваемы е п р облемы ,
п р едп олагаемы е п одходы к р ешени ю п р облем. Сущ ес тв ует нес колько клас с и фи ка-
ци й, ос нованны х на п р и нци п е п р оекци и .
         - М етодс тр уктур и р овани я, п р и дани я и с п ы туемы м оп р еделенного с мы с ла с ти -
мульному матер и алу. Пр и мер ом может бы ть метод «Пятна Рор маха». С п омощ ью
этого метода ди агнос ти р уют с кр ы ты е ус тановки и с войс тва хар актер а.
         - М етоди ки доп олнени я, п р едлагающ и е завер шени е фр азы и ли и с тор и и . И с п ы -
туемому п р едлагаетс я с ер и я п р едложени й (ти п а «Я вчер а хотел … » и ли «Б удущ ее
кажетс я мне … »), котор ы е он должен закончи ть. М етоди ка п озволяет вы яви ть моти -
вы , п отр ебнос ти , чувс тва, отношени я.
         Разнови днос тью методи ки завер шени я п р едложени й являетс я доп олнени е тек-
с тов. Пр и мер ом может бы ть тес т Е . Сар жента, 1944). И с п ы туемы й знакоми тс я с с и -
туаци ей, где онс тави т с ебяна мес то дейс твующ его ли ца и отвечает на возни кши е во-
п р ос ы . О тветы анали зи р уютс я: п о хар актер у и вы р аженны м эмоци ям, ти п у когни ти в-
ны х п р оявлени й, с п ос обу р азр ешени яконфли ктов.
         - М етоди ки катар с и с а, то ес ть с амовы р ажени я в ус лови ях эмоци онально на-
п р яженного твор чес тва. Пр и мер ом методи к такого р ода являетс я п с и ходр ама (Дже-
коб М ор ено, 1946). И с п ы туемы й и гр ает р оль с амого с ебяп р и п оддер жке др уги х уча-
с тни ков. Пр и этом п р оявляютс яего ли чны е качес тва, а с др угой с тор оны , за с чет эф-
фекти вной р азр ядки дос ти гаетс ятер ап евти чес ки эффект.
         - М етоди ки и мп р ес с и и , п р едп олагающ и е п р едп очтени е одни х с ти мулов др у-
ги м. Н аи более р ас п р ос тр аненны м в этой гр уп п е являетс я «тес т Люшер а». И с п ы туе-
мому п р едъ являют цветны е кар точки и п р ос ят вы бр ать наи более п онр ави вши ес я. За-
тем п р ос ят с делать вы бор и з ос тавши хс яи т.д. И нтер п р етаци я: а) кажды й цвет и меет
с и мволи чес кое значени е (зелены й – увер еннос ть в с ебе, нас тойчи вос ть, уп ор с тво; с и -
ни й – с п окойс тви е, удовлетвор еннос ть); б) п ор ядок вы бор а цвета и меет функци о-
нальное значени е (п ер вы й цвет отр ажает с р едс тва дос ти жени яцели , нап р и мер , с и ни й
обозначает дейс твовать с п окойно, втор ой цвет хар актер и зует цель). О твер жени е ос -
новны х цветов (кр ас ны й, с и ни й, зелены й, желты й) р авно как и вы бор в чи с ле п ер вы х
доп олни тельны х (с ер ы й, кор и чневы й, фи олетовы й) с ви детельс тв ует о внутр еннем
нап р яжени и , п одавленны х п отр ебнос тях, с тр ес с е.
         - Г р афи чес ки е методи ки , ос нованны е на с амос тоятельном и зобр ажени и п р ед-
метов, людей, жи вотны х. В с овр еменной п с и ходи агнос ти ке р ас п р ос тр анени е п олучи -
ли «тес т дер ева» (К.Кох, 1949), «нар и с уй человека» (К.М аховер , 1948), «автоп ор тр ет»
(Р. Бер нс , 1972). В р и с унке человек вы р ажает ос обеннос ти с обс твенной ли чнос ти .