Рисунок. Живопись. Композиция. Степанова Н.Э. - 25 стр.

UptoLike

Составители: 

49
дает возможность понять и прочувствовать все богатство и кра-
соту самого искусства, испытать силу его воздействия. Иначе го-
воря, живописьодно из эффективнейших средств эстетическо-
го воспитания. Живопись учит видеть цвет, различать его нюансы
и оттенки. Это необходимо каждому человеку не только для об-
щего развития, но и для повседневной деятельности. Художнику-
живописцу это нужно для его постоянной творческой работы,
работнику текстильной промышленности - при окраске тканей,
строителям - при отделке и окраске помещений, многие опытные
сталевары готовность плавки определяют по цвету пламени, ра-
ботники полиграфической промышленности и ряда других отрас-
лей народного хозяйства также постоянно имеют дело с цветом.
Особое место отводится живописи в художественной школе,
и в частности, на художественно-графических факультетах педа-
гогических институтов, готовящих учителей изобразительного
искусства.
Художник- инженер должен хорошо знать основные поло-
жения теории цветоведения, свойства красок, приемы работы ак-
варелью, гуашью, темперой, маслом.
ОСНОВНЫЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦВЕТА.
ХАРАКТЕРИСТИКА ГАММЫ ЦВЕТОВ - ТЕПЛЫЕ
И ХОЛОДНЫЕ ЦВЕТА.
ТОНОВЫЕ И ЦВЕТОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ. СПЕКТР
Цвет в природе образуется и распространяется по определен-
ным законам. Изучением природы цвета занимались многие уче-
ные. Впервые объяснил свойства основных цветов спектра Нью-
тон. Он указал, что белый солнечный луч содержит в себе семь
различных цветов, которые легко можно получить, пропустив
луч света через стеклянную призму. Ньютон также установил,
что при смешении этих цветов вновь образуется белый луч света.
Основными цветами спектра он считал следующие: красный,
оранжевый, желтый, зеленый, синий, индиго, фиолетовый.
Если Ньютона интересовала физическая природа цвета, то ге-
ниального поэта и знатока искусства И. В. Гете больше привле-
кала проблема влияния цвета на организм человека. Главное ме-
сто в своем труде «Учение о цвете» Гете отводит вопросу о пси-
50
хологическом воздействии цвета на человека. Цвет, указывал Ге-
те, вызывает у человека эмоции, а потому палитру цветов можно
разделить на два полюса - одни вызывают радостные эмоции,
другие- грустные. Цвета «царства тьмы», холодные, с синеватым
оттенком, цвета лунной ночи, холодного льда - это синие, фиоле-
товые, сине-зеленые. Цвета «царства света», теплые, с огненным
оттенком, - это желтые, оранжевые и ярко-красные цвета.
Гете заметил, что если длительное время смотреть на какое-
либо цветовое пятно, а затем перевести взгляд на нейтральное
поле (серое), то на нем появится дополнительный цвет. Разделяя
спектр цветов по кругу, он установил, что пурпурный цвет в ка-
честве гармонического равновесия вызывает дополнительный
зеленый цвет, фиолетовый - желтый, синий - желто-красный.
Современник Гете живописец Ф. О. Рунге внес свой вклад в
учение о цвете. Он стал изучать закономерность изменения цвета
в зависимости от расстояния (воздушной перспективы) и примеси
белого и черного. Для этого Рунге предложил все многообразие
цветов представлять себе не в виде цветового круга или полосы, а
в виде шара, внешне напоминающего глобус. По меридианам он
распределил цвета спектра; на северном полюсе расположил бе-
лый цвет, на южном - черный. Изменение насыщенности цвета
при смешении чистых цветов с белым и черным Рунге показывал
на географических параллелях. Это был первый в истории способ
расположения цветов в пространстве.
В XIX веке немецкий естествоиспытатель Г. Л. Гельмгольц
сделал важное открытие для дальнейшей научной разработки тео-
рии цветоведения. Он установил, что при наложении друг на дру-
га световых лучей различного цвета поверхность, на которую па-
дают эти лучи, всегда оказывается более светлой, чем падающие
на нее отдельные лучи. Более того, он заметил, что при смеше-
нии двух спектральных цветов - желтого и синего, красного и зе-
леного - получается белый цвет, как и при смешении всех цветов
спектра. На основе этих экспериментальных данных Гельмгольц
установил, что для точной характеристики цвета необходимо
учитывать три компонента: цветовой тон, насыщенность и свет-
лоту (яркость). Этот принцип колориметрии сегодня используют
все занимающиеся вопросами цветоведения.
На основании научных исследований и практики художников
дает возможность понять и прочувствовать все богатство и кра-     хологическом воздействии цвета на человека. Цвет, указывал Ге-
соту самого искусства, испытать силу его воздействия. Иначе го-   те, вызывает у человека эмоции, а потому палитру цветов можно
воря, живопись — одно из эффективнейших средств эстетическо-      разделить на два полюса - одни вызывают радостные эмоции,
го воспитания. Живопись учит видеть цвет, различать его нюансы    другие- грустные. Цвета «царства тьмы», холодные, с синеватым
и оттенки. Это необходимо каждому человеку не только для об-      оттенком, цвета лунной ночи, холодного льда - это синие, фиоле-
щего развития, но и для повседневной деятельности. Художнику-     товые, сине-зеленые. Цвета «царства света», теплые, с огненным
живописцу это нужно для его постоянной творческой работы,         оттенком, - это желтые, оранжевые и ярко-красные цвета.
работнику текстильной промышленности - при окраске тканей,            Гете заметил, что если длительное время смотреть на какое-
строителям - при отделке и окраске помещений, многие опытные      либо цветовое пятно, а затем перевести взгляд на нейтральное
сталевары готовность плавки определяют по цвету пламени, ра-      поле (серое), то на нем появится дополнительный цвет. Разделяя
ботники полиграфической промышленности и ряда других отрас-       спектр цветов по кругу, он установил, что пурпурный цвет в ка-
лей народного хозяйства также постоянно имеют дело с цветом.      честве гармонического равновесия вызывает дополнительный
    Особое место отводится живописи в художественной школе,       зеленый цвет, фиолетовый - желтый, синий - желто-красный.
и в частности, на художественно-графических факультетах педа-         Современник Гете живописец Ф. О. Рунге внес свой вклад в
гогических институтов, готовящих учителей изобразительного        учение о цвете. Он стал изучать закономерность изменения цвета
искусства.                                                        в зависимости от расстояния (воздушной перспективы) и примеси
     Художник- инженер должен хорошо знать основные поло-         белого и черного. Для этого Рунге предложил все многообразие
жения теории цветоведения, свойства красок, приемы работы ак-     цветов представлять себе не в виде цветового круга или полосы, а
варелью, гуашью, темперой, маслом.                                в виде шара, внешне напоминающего глобус. По меридианам он
                                                                  распределил цвета спектра; на северном полюсе расположил бе-
   ОСНОВНЫЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦВЕТА.                               лый цвет, на южном - черный. Изменение насыщенности цвета
   ХАРАКТЕРИСТИКА ГАММЫ ЦВЕТОВ - ТЕПЛЫЕ                           при смешении чистых цветов с белым и черным Рунге показывал
   И ХОЛОДНЫЕ ЦВЕТА.                                              на географических параллелях. Это был первый в истории способ
   ТОНОВЫЕ И ЦВЕТОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ. СПЕКТР                           расположения цветов в пространстве.
                                                                      В XIX веке немецкий естествоиспытатель Г. Л. Гельмгольц
    Цвет в природе образуется и распространяется по определен-    сделал важное открытие для дальнейшей научной разработки тео-
ным законам. Изучением природы цвета занимались многие уче-       рии цветоведения. Он установил, что при наложении друг на дру-
ные. Впервые объяснил свойства основных цветов спектра Нью-       га световых лучей различного цвета поверхность, на которую па-
тон. Он указал, что белый солнечный луч содержит в себе семь      дают эти лучи, всегда оказывается более светлой, чем падающие
различных цветов, которые легко можно получить, пропустив         на нее отдельные лучи. Более того, он заметил, что при смеше-
луч света через стеклянную призму. Ньютон также установил,        нии двух спектральных цветов - желтого и синего, красного и зе-
что при смешении этих цветов вновь образуется белый луч света.    леного - получается белый цвет, как и при смешении всех цветов
Основными цветами спектра он считал следующие: красный,           спектра. На основе этих экспериментальных данных Гельмгольц
оранжевый, желтый, зеленый, синий, индиго, фиолетовый.            установил, что для точной характеристики цвета необходимо
    Если Ньютона интересовала физическая природа цвета, то ге-    учитывать три компонента: цветовой тон, насыщенность и свет-
ниального поэта и знатока искусства И. В. Гете больше привле-     лоту (яркость). Этот принцип колориметрии сегодня используют
кала проблема влияния цвета на организм человека. Главное ме-     все занимающиеся вопросами цветоведения.
сто в своем труде «Учение о цвете» Гете отводит вопросу о пси-        На основании научных исследований и практики художников

                              49                                                                50