Рисунок. Живопись. Композиция. Степанова Н.Э. - 45 стр.

UptoLike

Составители: 

89
рассказать об этом человеке, о ритме его творческой деятель-
ности.
Необходимо представить себе пластическое и цветовое реше-
ние задачи. Затем надо сгруппировать все элементы в интерьере.
Расстановка предметов должна быть правдива, обусловлена опре-
деленной художественной атмосферой, должна вести к созданию
образного решения на листе. Этому помогают целенаправленные
наблюдения, собирание материала, «вживание» в тему, тщатель-
ное ее продумывание и выполнение линейно-цветовых эскизных
набросков.
Интерьер в композиции отражает мир человека, поясняет со-
циальные отношения людей. Поэтому не случайно с давних вре-
мен художники разных народов изображают интерьеры.
К практическому выполнению второго задания на основном
листе надо подойти уже с планом готового решения темы. Не
следует ставить перед собой сразу несколько задач. Для начала
берут лишь некоторые средства композиции, например светотень
и пластику, включая цвет, сосредоточив на них внимание. Освоив
их, далее приступают к изучению других средств выражения:
ритма, контраста и т. д. Так от задания к заданию будут освоены
все основные художественные средства, которыми располагает
композиция.
Отметим в качестве примера, что автор может избрать точку
зрения против света и решать задачу тонового контраста. Можно
использовать разнообразные условия искусственного или дневно-
го освещения интерьера и различных по фактуре предметов.
Задание 3. Эскиз тематической двухфигурной композиции из
жизни. Акварель, гуашь. Задания - правдивая передача отноше-
ний людей в конкретной жизненной ситуации. В работе прежде
всего надо установить сюжет. Нужно четко сформулировать и
ясно представить обстановку, время действия и характер поведе-
ния персонажей. В зависимости от этого будет определено и кон-
кретизировано применение средств выражения. Важную роль иг-
рают соотношения действующих лиц и среды, где возникла та
или иная ситуация. При продумывании характеристики и разме-
щения фигур надо найти детали, которые имеют большое значе-
ние в выражении художественного замысла. Умелая композиция
располагает зрителя к подробному ее рассмотрению, даже если
90
она передана обобщенно и отмечены только немногие детали.
Излишняя дробность цветовых отношений нейтрализует значе-
ние введенных в композицию деталей. Предварительно надо вы-
полнить композиционные наброски с натуры и эскизы, которые
делают с использованием немногих линий и цветовых пятен. За-
тем собирают фактический материал, ведут целенаправленные
зарисовки с натуры. Важную роль играет выбор обстановки, мес-
та действия. В решении сюжетной композиции сказывается от-
ношение автора к современности, к изображаемым персонажам.
Это выражается в типаже представленных людей, в фиксирова-
нии положений фигур, в умении показать явления, типичные в
жизни.
Сюжеты композиции можно найти во всех формах жизнедея-
тельности: в спорте, творчестве, физическом труде, науке, отдыхе
и т. д. Работая над заданием, необходимо обратить внимание на
обстоятельства и место действия людей, на характерные, «гово-
рящие» детали. Это помогает выразить время - предположить
прошлое, рассказать о настоящем, - а также отношение людей к
конкретной жизненной ситуации. Как и в предыдущих заданиях,
композиционное построение сюжета должно основываться на
жизненной правдивости и строгой логике в использовании не-
обходимых средств выражения: цветового контраста, характера
организации объемно-пространственных структур главных эле-
ментов композиции и т. д. Важно продумать масштаб фигур по
отношению к формату, зданиям и другим элементам композиции.
Все это определяется темой, которая должна быть раскрыта в эс-
кизе.