Рисунок. Живопись. Композиция. Степанова Н.Э. - 43 стр.

UptoLike

Составители: 

85
Винчи в «Тайной вечере» расположили композиционный центр в
середине холста; А.А. Дейнека в «Обороне Севастополя» не-
сколько отодвинул главный персонаж от геометрического центра
произведения. Рембрандт в «Возвращении блудного сына» по-
местил основную группу на переднем плане. В картинах «Не
ждали» И.Е. Репина и «Утро стрелецкой казни» В.И. Сурикова
композиционный центр находится на втором плане.
Место композиционного центра на плоскости картины долж-
но совпадать со смысловым центром, поэтому не рекомендуется
размещать его в углу или у края картинной плоскости.
Напряжение смысловых связей и отношений нарастает в сто-
рону композиционного центра..
В произведениях художников используются все средства
композиции для отображения многообразия реальной действи-
тельности в ее прогрессивном развитии, показа нового в сложных
проявлениях борьбы нарождающегося революционного с отжи-
вающим старым. Эти сложные задачи художник реализует благо-
даря тем возможностям, которыми располагает композиция.
Создание живописных произведений требует всякий раз но-
вого композиционного решения. Многовековая история искусст-
ва свидетельствует о том, что художники разных времен и наро-
дов часто обращались к одним и тем же жизненно важным темам,
но изображали их каждый раз по-иному. В композиционных ре-
шениях важна логика взаимодействия элементов картины, на-
правленных на воплощение конкретного идейного замысла. Не-
обходимым условием выражения смысловых связей между эле-
ментами произведения является их как бы случайное, непредна-
меренное взаимное расположение, которое заставляет зрителя
верить изображению. Эта задача - одна из очень важных в искус-
стве. Она требует от начинающих художников пытливого изуче-
ния жизни, накопления наблюдений, зафиксированных в набро-
сках с натуры и по впечатлению. Сбор такого рода материала
должен быть целенаправленным и повседневным занятием сту-
дентов. Это необходимо не только непосредственно для работы
над композицией, но также для развития творческих способно-
стей студентов.
86
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ
Задание 1. Тематический натюрморт и три композиционных
эскиза к нему. На основе лучшего варианта эскиза требуется вы-
полнить натюрморт в цвете с натурной постановки, показав часть
интерьера на заднем плане. Натюрморт составляют из конкрет-
ных предметов, характеризующих профессиональную деятель-
ность человека.
При выполнении задания студент должен показать умение
практически применять средства и принципы композиции. Преж-
де надо обдумать тематику задания, отнестись к ней как к выра-
жению жизненных наблюдений. Не следует надеяться, что ком-
позиционное решение темы придет само собой, или полагать, что
все атрибуты по этой теме уже известны. Чтобы выполнить зада-
чу наиболее обстоятельно, рекомендуется побывать в мастерских
художников, конструкторских бюро, рабочих и методических
кабинетах учителей и т. п. и понаблюдать за характером исполь-
зования инструментов, материалов и принадлежностей. Это даст
возможность выделить наиболее важные предметы, их характер-
ные положения и т. д. Второстепенные предметы включают в по-
становку лишь в том случае, если это будет обусловлено кон-
кретной композиционной задачей. Вводить дополнительные эле-
менты можно в разных целях, например для получения контраста
по форме, цвету, фактуре, для уравновешивания плотностей объ-
емно-пространственных структур элементов постановки с учетом
пространств между ними и т. д. Составлять натюрморт из пред-
метов вне их жизненной связи недопустимо. Натюрморт не будет
иметь художественного значения, если расположение предметов
на рабочем столе аналогично расстановке сервиза на полках сер-
ванта, которой свойственно перечисление равнозначных элемен-
тов.
Необходимо, чтобы натюрморт отражал профессию и куль-
турный уровень человека, который пользуется включенными в
постановку предметами. Поэтому в ней не должно быть ничего
лишнего, нужно отобрать лишь те предметы, которые характе-
ризуют стиль работы, культуру труда представителя той или
иной профессии. Следует подумать о восприятии главного эле-
мента в зоне композиционного центра: его выделению могут со-
Винчи в «Тайной вечере» расположили композиционный центр в          МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ
середине холста; А.А. Дейнека в «Обороне Севастополя» не-
сколько отодвинул главный персонаж от геометрического центра         Задание 1. Тематический натюрморт и три композиционных
произведения. Рембрандт в «Возвращении блудного сына» по-        эскиза к нему. На основе лучшего варианта эскиза требуется вы-
местил основную группу на переднем плане. В картинах «Не         полнить натюрморт в цвете с натурной постановки, показав часть
ждали» И.Е. Репина и «Утро стрелецкой казни» В.И. Сурикова       интерьера на заднем плане. Натюрморт составляют из конкрет-
композиционный центр находится на втором плане.                  ных предметов, характеризующих профессиональную деятель-
    Место композиционного центра на плоскости картины долж-      ность человека.
но совпадать со смысловым центром, поэтому не рекомендуется          При выполнении задания студент должен показать умение
размещать его в углу или у края картинной плоскости.             практически применять средства и принципы композиции. Преж-
    Напряжение смысловых связей и отношений нарастает в сто-     де надо обдумать тематику задания, отнестись к ней как к выра-
рону композиционного центра..                                    жению жизненных наблюдений. Не следует надеяться, что ком-
    В произведениях художников используются все средства         позиционное решение темы придет само собой, или полагать, что
композиции для отображения многообразия реальной действи-        все атрибуты по этой теме уже известны. Чтобы выполнить зада-
тельности в ее прогрессивном развитии, показа нового в сложных   чу наиболее обстоятельно, рекомендуется побывать в мастерских
проявлениях борьбы нарождающегося революционного с отжи-         художников, конструкторских бюро, рабочих и методических
вающим старым. Эти сложные задачи художник реализует благо-      кабинетах учителей и т. п. и понаблюдать за характером исполь-
даря тем возможностям, которыми располагает композиция.          зования инструментов, материалов и принадлежностей. Это даст
    Создание живописных произведений требует всякий раз но-      возможность выделить наиболее важные предметы, их характер-
вого композиционного решения. Многовековая история искусст-      ные положения и т. д. Второстепенные предметы включают в по-
ва свидетельствует о том, что художники разных времен и наро-    становку лишь в том случае, если это будет обусловлено кон-
дов часто обращались к одним и тем же жизненно важным темам,     кретной композиционной задачей. Вводить дополнительные эле-
но изображали их каждый раз по-иному. В композиционных ре-       менты можно в разных целях, например для получения контраста
шениях важна логика взаимодействия элементов картины, на-        по форме, цвету, фактуре, для уравновешивания плотностей объ-
правленных на воплощение конкретного идейного замысла. Не-       емно-пространственных структур элементов постановки с учетом
обходимым условием выражения смысловых связей между эле-         пространств между ними и т. д. Составлять натюрморт из пред-
ментами произведения является их как бы случайное, непредна-     метов вне их жизненной связи недопустимо. Натюрморт не будет
меренное взаимное расположение, которое заставляет зрителя       иметь художественного значения, если расположение предметов
верить изображению. Эта задача - одна из очень важных в искус-   на рабочем столе аналогично расстановке сервиза на полках сер-
стве. Она требует от начинающих художников пытливого изуче-      ванта, которой свойственно перечисление равнозначных элемен-
ния жизни, накопления наблюдений, зафиксированных в набро-       тов.
сках с натуры и по впечатлению. Сбор такого рода материала           Необходимо, чтобы натюрморт отражал профессию и куль-
должен быть целенаправленным и повседневным занятием сту-        турный уровень человека, который пользуется включенными в
дентов. Это необходимо не только непосредственно для работы      постановку предметами. Поэтому в ней не должно быть ничего
над композицией, но также для развития творческих способно-      лишнего, нужно отобрать лишь те предметы, которые характе-
стей студентов.                                                  ризуют стиль работы, культуру труда представителя той или
                                                                 иной профессии. Следует подумать о восприятии главного эле-
                                                                 мента в зоне композиционного центра: его выделению могут со-
                             85                                                               86