ВУЗ:
Составители:
81
жения замысла. Так, например, цветовое решение в картине
«Оборона Петрограда» А.А. Дейнеки подчеркивает напряжен-
ность обстановки, выражает тревогу и решимость идущих в бой
рабочих.
Художник применяет ту или иную группировку основных
цветовых пятен в зависимости от сюжета и на основе рисунка. В
целях наиболее полного выражения художественного замысла
цвет используют вместе с другими средствами композиции, при
этом достоинства цветовых решений резко возрастают. Благодаря
связи цвета с другими средствами композиции, например свето-
тенью, художник добивается необходимой цветовой целостности.
Продумывая распределение светотени, отношения светлого и
темного, художник может достичь большой выразительности
композиции, применяя чередование освещенных и затемненных
мест как равноценных средств или допуская преобладание одного
над другим в зависимости от сюжета и художественного замысла.
Так, в картине Н.Н. Ге «Тайная вечеря» благодаря распределению
тонового контраста ярко освещенных фигур и скатерти на столе
резко отделена от собравшихся силуэтная фигура Иуды. С помо-
щью сильного контраста света и тени автор зрительно обостряет
ситуацию.
Расположение теней зависит от источника света и объемно-
пространственного распределения элементов композиции. Благо-
даря светотени, отношению светлого и темного в картине худож-
ник достигает нужного пластического образного решения сюжет-
ной композиции, ее глубинно-пространственной структуры.
Замечателен по пластическому решению, верности пропор-
ций и продуманному применению выразительных средств на-
тюрморт Шардена «Атрибуты искусства». Изображенные худож-
ником предметы переданы во взаимной связи и объединены при
помощи множества тонко подмеченных цветовых отношений. В
трактовке предметов нет ничего от линейного очерка. Границы
предметов натюрморта написаны мягко, с едва уловимыми пере-
ходами от света к тени. Цельность этого натюрморта обеспечива-
ется не только гармонией тонов, объединенных цветовыми реф-
лексами, но и сопоставлением больших освещенных и узких те-
невых участков в композиции.
Студентам необходимо учитывать, что выразительные воз-
82
можности предметов неодинаковы. Их можно усилить или осла-
бить путем продуманной группировки элементов композиции и
организации пространства между ними в соответствии с сюжетом
произведения. Способ группировки предметов - одно из важней-
ших средств художественного выражения замысла, от него во
многом зависит конструктивная ясность композиции. Так назы-
ваемые сгущения предметов образуют объемно-пространствен-
ные структуры, которые активно взаимодействуют при организа-
ции картинной плоскости.
Успех работы над композицией во многом зависит и от учета
пространства между элементами. В соответствии с психологией
восприятия пространственные интервалы так же необходимы в
композиции, как и входящие в нее предметы. Если недооценивать
роль пространственных интервалов, то интересно задуманный
сюжет не получит желаемого воплощения. Не случайно, напри-
мер, в натюрмортах художники объединяет предметы, оставляя
открытые и замкнутые пространства между ними. Это мы видим
в натюрморте И.И. Машкова «Бегонии», Натюрморте с лимонами
и апельсинами» Ф. Сурбарана и во многих других картинах, где
композиционные связи между элементами достигнуты за счет
их умелого расположения и организации пространства..
МЕТОД И СИСТЕМА ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ
НАД РЕАЛИСТИЧЕСКИМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ
Метод и система творческой работы над реалистическим про-
изведением во многом определяют результат творческий дея-
тельности. Работа над реалистическим произведением не ограни-
чивается решением сугубо профессиональных задач, таких, как
композиционное решение, отбор и использование необходимых
средств выражения, их материализация в той или иной технике,
которые, в свою очередь, не существуют сами по себе. Они нахо-
дятся в прямой зависимости от мировоззрения и мироощущения
художника и определяются ими.
Систему работы над реалистическим произведением можно
представить следующим образом:
1) выбор темы на основе реальной действительности и ее ху-
жения замысла. Так, например, цветовое решение в картине можности предметов неодинаковы. Их можно усилить или осла- «Оборона Петрограда» А.А. Дейнеки подчеркивает напряжен- бить путем продуманной группировки элементов композиции и ность обстановки, выражает тревогу и решимость идущих в бой организации пространства между ними в соответствии с сюжетом рабочих. произведения. Способ группировки предметов - одно из важней- Художник применяет ту или иную группировку основных ших средств художественного выражения замысла, от него во цветовых пятен в зависимости от сюжета и на основе рисунка. В многом зависит конструктивная ясность композиции. Так назы- целях наиболее полного выражения художественного замысла ваемые сгущения предметов образуют объемно-пространствен- цвет используют вместе с другими средствами композиции, при ные структуры, которые активно взаимодействуют при организа- этом достоинства цветовых решений резко возрастают. Благодаря ции картинной плоскости. связи цвета с другими средствами композиции, например свето- Успех работы над композицией во многом зависит и от учета тенью, художник добивается необходимой цветовой целостности. пространства между элементами. В соответствии с психологией Продумывая распределение светотени, отношения светлого и восприятия пространственные интервалы так же необходимы в темного, художник может достичь большой выразительности композиции, как и входящие в нее предметы. Если недооценивать композиции, применяя чередование освещенных и затемненных роль пространственных интервалов, то интересно задуманный мест как равноценных средств или допуская преобладание одного сюжет не получит желаемого воплощения. Не случайно, напри- над другим в зависимости от сюжета и художественного замысла. мер, в натюрмортах художники объединяет предметы, оставляя Так, в картине Н.Н. Ге «Тайная вечеря» благодаря распределению открытые и замкнутые пространства между ними. Это мы видим тонового контраста ярко освещенных фигур и скатерти на столе в натюрморте И.И. Машкова «Бегонии», Натюрморте с лимонами резко отделена от собравшихся силуэтная фигура Иуды. С помо- и апельсинами» Ф. Сурбарана и во многих других картинах, где щью сильного контраста света и тени автор зрительно обостряет композиционные связи между элементами достигнуты за счет ситуацию. их умелого расположения и организации пространства.. Расположение теней зависит от источника света и объемно- пространственного распределения элементов композиции. Благо- даря светотени, отношению светлого и темного в картине худож- МЕТОД И СИСТЕМА ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ ник достигает нужного пластического образного решения сюжет- НАД РЕАЛИСТИЧЕСКИМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ ной композиции, ее глубинно-пространственной структуры. Замечателен по пластическому решению, верности пропор- Метод и система творческой работы над реалистическим про- ций и продуманному применению выразительных средств на- изведением во многом определяют результат творческий дея- тюрморт Шардена «Атрибуты искусства». Изображенные худож- тельности. Работа над реалистическим произведением не ограни- ником предметы переданы во взаимной связи и объединены при чивается решением сугубо профессиональных задач, таких, как помощи множества тонко подмеченных цветовых отношений. В композиционное решение, отбор и использование необходимых трактовке предметов нет ничего от линейного очерка. Границы средств выражения, их материализация в той или иной технике, предметов натюрморта написаны мягко, с едва уловимыми пере- которые, в свою очередь, не существуют сами по себе. Они нахо- ходами от света к тени. Цельность этого натюрморта обеспечива- дятся в прямой зависимости от мировоззрения и мироощущения ется не только гармонией тонов, объединенных цветовыми реф- художника и определяются ими. лексами, но и сопоставлением больших освещенных и узких те- Систему работы над реалистическим произведением можно невых участков в композиции. представить следующим образом: Студентам необходимо учитывать, что выразительные воз- 1) выбор темы на основе реальной действительности и ее ху- 81 82
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 39
- 40
- 41
- 42
- 43
- …
- следующая ›
- последняя »