Рисунок. Живопись. Композиция. Степанова Н.Э. - 42 стр.

UptoLike

Составители: 

83
дожественное осмысление;
2) рисование с натуры, подбор необходимого материала по
теме, наблюдение предметов и явлений окружающей действи-
тельности;
3) поиски сюжета;
4) разработка вариантов сюжетного решения;
5) создание картона; уточнение отношений плотностей и про-
странства в системе «фигура - фон», создание целостного пласти-
ческого строя произведения;
6) сбор дополнительного материала: выполнение рисунков и
набросков с натуры в соответствии с пластическим строем произ-
ведения (в отличие от простых натурных зарисовок), поиски ар-
хивных данных и т. п.;
7) перенесение рисунка с картона на холст с помощью каль-
ки, способом прямого копирования;
8) сбор дополнительного живописного материала; этюды с
натуры, отличающиеся от учебных (академических) тем, что их
живописно-пластический строй соответствует образному реше-
нию эскиза;
9) продолжение и завершение работы над произведением;
10) оформление произведения.
Необходимо подчеркнуть, что сюжет и общий композицион-
ный замысел часто определены одновременно.
Существуют два основных метода работы над сюжетом. Пер-
вый характеризуется непосредственным контактом с натурой и в
основном связан с такими жанрами, как пейзаж, портрет, натюр-
морт. Однако в этом случае художник-реалист далек от зеркаль-
ного отражения действительности. Он исходит из творческого за-
мысла и личного отношения к натуре, старается изобразить как
можно жизненнее и убедительнее. Второй метод применяют в тех
случаях, когда необходимо выразить общие понятия, изобразить
исторические события. Здесь образ рождается как итог напря-
женной работы фантазии, творческой памяти автора. Создавая
картину этим методом, художник широко использует имеющийся
у него запас жизненных впечатлений.
84
ОСНОВЫ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ КОМПОЗИЦИИ
НА ПЛОСКОСТИ. КОМПОЗИЦИОННЫЙ ЦЕНТР
При создании произведения искусства перед художником
стоят задачи пространственного размещения изображения на
плоскости. Если предметный мир, населяющий реальную дейст-
вительность, «живет» в реальном пространстве, то предметный
мир, наполняющий произведение станкового искусства, «живет»
в картинном пространстве, на плоскости. Выстраивая объемно- и
глубинно-пространственную структуру на плоскости в строгом
соответствии с идейным замыслом, художник компонует плотно-
сти и пространство в системе размещения элементов - фигур и
фона. Он устанавливает между ними необходимые размерные,
тоновые, цветовые и светотеневые отношения, во всем достигая
смыслового и формального равновесия. С помощью средств ком-
позиции (размерные отношения, перспектива, световой, тоновой,
цветовой контрасты и т. п.) художник выстраивает планы кар-
тинного пространства.
Создавая пространство на плоскости картины, очень важно
верно взять общий тон. Для этого берут два-три основных цвето-
вых пятна и находят их тоновые отношения. Так, если в пейзаже
изображают небо, землю, воду, то основная задача на начальной
стадии работы - нахождение тоновых отношений в цвете между
ними. Добившись общего тона этюда в цвете, художник достиг-
нет верной передачи пространства на картинной плоскости.
Большая роль в композиции отводится размещению групп
элементов относительно композиционного центра. Художник
размещает сюжетно-композиционный центр в зависимости от
развития сюжета и придает ему оптимальную величину (мас-
штабность) в сравнении с другими элементами, направляя к нему
внимание зрителя. Произведения выдающихся мастеров свиде-
тельствуют о том, что композиционный центр может быть распо-
ложен в любой части картины, но его место в каждом отдельном
случае строго продумано и соответствует развитию сюжета. Ху-
дожники различных эпох при компоновке картин на разные сю-
жеты часто определяли композиционный центр в близи пересече-
ния диагоналей. Так, В.М. Васнецов в «Аленушке», Леонардо да