Рисунок. Живопись. Композиция. Степанова Н.Э. - 40 стр.

UptoLike

Составители: 

79
знаков.
Художники используют контраст как одно из главных
средств композиции. В контраст вступают предметы с различной
плотностью объемно-пространственной структуры, различным
пропорциональным строем, характером членений, конструктив-
ным строением, различной пластикой, фактурой, освещенностью,
окраской и т. п. Так, в полотнах Рембрандта глубокий драматизм
действия достигается благодаря применению контрастной осве-
щенности - борьбы яркого света и сгущенных до темноты теней.
В портрете дочери М. В. Нестеров вертикально устремленным
силуэтом женской фигуры и горизонтальными членениями пей-
зажа создает линейный контраст..
При слишком резком, жестком контрасте, когда отсутствует
переход от одной части к другой, может возникнуть опасность
утраты композиционной связи элементов, а следовательно, и це-
лостности композиции. Все это требует особого внимания худож-
ника к выбору меры контраста, как визуально, так и логически
воспринимаемого. Примером оптимальной меры контраста мо-
жет служить картина Н. Н. Ге «Петр I допрашивает царевича
Алексея Петровича в Петергофе». Художник изобразил сцену
одного из допросов по делу о заговоре, где сильному, полному
воли и энергии Петру противопоставлен царевич, не способный
понять грандиозность отцовских реформ. Контраст духовных ка-
честв героев картины Ге тонко гармонирует еле уловимыми при-
знаками страдания в лице Петра, желания поверить в раскаяние
сына. Контраст играет важную роль в композиции. Однако он
достигает должного звучания, только когда сопровождается ню-
ансными отношениями. Контраст и нюанс взаимно обусловлены.
Благодаря их гармоническому сочетанию композиция приобрета-
ет утонченность, многоплановость образов.
Одним из композиционных средств является метрический ряд
(повтор). Сущность его заключается в повторяемости одного и
того же элемента или группы элементов через равные линейные
интервалы. Метрический ряд как средство построения компози-
ции можно видеть в картинах: «Парад на Красной площади 7 но-
ября 1941 гК. Ф. Юона, «Выступление иенских студентов» Ф.
Ходлера и др. Основные свойства метрического повтора могут
использоваться в том случае, если они органически вплетаются в
80
сюжетную ткань произведения. Широкое применение это средст-
во находит в декоративно-прикладном искусстве.
В отличие от метрического повтора ритмический ряд обнару-
живает последовательно убывающие или нарастающие сгущения
элементов (их площадей, объемов, цвета, тона и т. д.) с соответ-
ственным увеличением или уменьшением пространства между
ними. Ритм связан с такой особенностью зрения, как движение
глаза в сторону увеличения, нарастания того или иного признака
элементов композиции. Развивая тему ритма, студентам следует
внимательно отнестись к завершению ритмического ряда, кото-
рый нельзя оборвать в любом месте. Случайное завершение не
дает выразительной динамичности. Развитию ритма обычно со-
путствуют такие элементы композиции, которые уравновешива-
ют ритмический ряд. Так, в картине А. А. Дейнеки «Оборона
Петрограда» нижний ритмический ряд уравновешивается край-
ней левой фигурой рабочего и опорным устоем моста, верхний -
высокой фигурой раненого. На этом примере можно видеть, что
ритм более, чем другие средства композиции, ассоциативно свя-
зан с протяженностью, направленностью движения.
Каждого живописца привлекает цветовое богатство предмет-
ного мира. Художники-реалисты всегда относились к цвету в жи-
вописи как к замечательному средству, оказывающему особое
психологическое воздействие на зрителя. Цвет в картине содей-
ствует передаче страстного, полного чувства, глубокому поэти-
ческому воплощению художественного замысла.
Вспомним очень разную и всегда выразительную живопис-
ную трактовку картин А.А. Пластова «Сенокос», «Родник», «Ле-
то», «Солнышко», «Фашист пролетел», «Жатва» и др. На этих
примерах видно, что в творческом процессе должна главенство-
вать продуманность цветового строя, подчиненного строгому по-
рядку, который, однако, не мешает художнику в передаче ощуще-
ния красоты. Умение сочетать поэтическое вдохновение со зна-
нием законов живописного мастерства - необходимое условие
для создания реалистических произведений. Установлено, что
впечатления, производимые красочностью натуры и цветовым
строем картины, вызывают определенную реакцию в сознании
наблюдателя. Знание этого обстоятельства - отправной пункт при
выборе тех или иных вариантов в цветовом сочетании для выра-
знаков.                                                          сюжетную ткань произведения. Широкое применение это средст-
    Художники используют контраст как одно из главных            во находит в декоративно-прикладном искусстве.
средств композиции. В контраст вступают предметы с различной         В отличие от метрического повтора ритмический ряд обнару-
плотностью объемно-пространственной структуры, различным         живает последовательно убывающие или нарастающие сгущения
пропорциональным строем, характером членений, конструктив-       элементов (их площадей, объемов, цвета, тона и т. д.) с соответ-
ным строением, различной пластикой, фактурой, освещенностью,     ственным увеличением или уменьшением пространства между
окраской и т. п. Так, в полотнах Рембрандта глубокий драматизм   ними. Ритм связан с такой особенностью зрения, как движение
действия достигается благодаря применению контрастной осве-      глаза в сторону увеличения, нарастания того или иного признака
щенности - борьбы яркого света и сгущенных до темноты теней.     элементов композиции. Развивая тему ритма, студентам следует
В портрете дочери М. В. Нестеров вертикально устремленным        внимательно отнестись к завершению ритмического ряда, кото-
силуэтом женской фигуры и горизонтальными членениями пей-        рый нельзя оборвать в любом месте. Случайное завершение не
зажа создает линейный контраст..                                 дает выразительной динамичности. Развитию ритма обычно со-
    При слишком резком, жестком контрасте, когда отсутствует     путствуют такие элементы композиции, которые уравновешива-
переход от одной части к другой, может возникнуть опасность      ют ритмический ряд. Так, в картине А. А. Дейнеки «Оборона
утраты композиционной связи элементов, а следовательно, и це-    Петрограда» нижний ритмический ряд уравновешивается край-
лостности композиции. Все это требует особого внимания худож-    ней левой фигурой рабочего и опорным устоем моста, верхний -
ника к выбору меры контраста, как визуально, так и логически     высокой фигурой раненого. На этом примере можно видеть, что
воспринимаемого. Примером оптимальной меры контраста мо-         ритм более, чем другие средства композиции, ассоциативно свя-
жет служить картина Н. Н. Ге «Петр I допрашивает царевича        зан с протяженностью, направленностью движения.
Алексея Петровича в Петергофе». Художник изобразил сцену             Каждого живописца привлекает цветовое богатство предмет-
одного из допросов по делу о заговоре, где сильному, полному     ного мира. Художники-реалисты всегда относились к цвету в жи-
воли и энергии Петру противопоставлен царевич, не способный      вописи как к замечательному средству, оказывающему особое
понять грандиозность отцовских реформ. Контраст духовных ка-     психологическое воздействие на зрителя. Цвет в картине содей-
честв героев картины Ге тонко гармонирует еле уловимыми при-     ствует передаче страстного, полного чувства, глубокому поэти-
знаками страдания в лице Петра, желания поверить в раскаяние     ческому воплощению художественного замысла.
сына. Контраст играет важную роль в композиции. Однако он            Вспомним очень разную и всегда выразительную живопис-
достигает должного звучания, только когда сопровождается ню-     ную трактовку картин А.А. Пластова «Сенокос», «Родник», «Ле-
ансными отношениями. Контраст и нюанс взаимно обусловлены.       то», «Солнышко», «Фашист пролетел», «Жатва» и др. На этих
Благодаря их гармоническому сочетанию композиция приобрета-      примерах видно, что в творческом процессе должна главенство-
ет утонченность, многоплановость образов.                        вать продуманность цветового строя, подчиненного строгому по-
    Одним из композиционных средств является метрический ряд     рядку, который, однако, не мешает художнику в передаче ощуще-
(повтор). Сущность его заключается в повторяемости одного и      ния красоты. Умение сочетать поэтическое вдохновение со зна-
того же элемента или группы элементов через равные линейные      нием законов живописного мастерства - необходимое условие
интервалы. Метрический ряд как средство построения компози-      для создания реалистических произведений. Установлено, что
ции можно видеть в картинах: «Парад на Красной площади 7 но-     впечатления, производимые красочностью натуры и цветовым
ября 1941 г.» К. Ф. Юона, «Выступление иенских студентов» Ф.     строем картины, вызывают определенную реакцию в сознании
Ходлера и др. Основные свойства метрического повтора могут       наблюдателя. Знание этого обстоятельства - отправной пункт при
использоваться в том случае, если они органически вплетаются в   выборе тех или иных вариантов в цветовом сочетании для выра-

                             79                                                                80