Рисунок. Живопись. Композиция. Степанова Н.Э. - 38 стр.

UptoLike

Составители: 

75
их, художник помогает людям в познании окружающего мира, в
понимании происходящего, воздействует на их мысли и чувства.
Всем известно огромное эмоциональное воздействие плакатов,
реалистических картин и т. п.
Используя принципы и средства композиции, художник соз-
дает гармонически целостное произведение, выражающее опре-
деленное идейное содержание. Принципы и средства композиции
- отражение объективных связей и отношений материального ми-
ра и его явлений. Так, выразительные средства, с помощью кото-
рых художник передает форму, объем, пространство, окраску
предметов, их сходство и различие, аналогичны жизненным ка-
тегориям, таким, как свет и тьма, трагическое и комическое, гар-
моническое и хаотическое и др.
Чтобы познавать и типизировать жизнь в той мере, в какой
это делает искусство, художник должен обладать не только про-
фессиональным мастерством, но и знанием законов развития при-
роды и общества.
Принципы композиции имеют всеобщий характер. Они свой-
ственны всем видам искусства.
В процессе создания произведения художник творчески ис-
пользует основные принципы композиции: целостность, сопод-
чиненность, соразмерность, равновесие, единство.
«Целостность композиции, - писал известный график Е. А.
Кибрик, - зависит от способности художника подчинить второ-
степенное главному, слить все в один нераздельный организм
произведения... Каждая деталь ее должна восприниматься .как
необходимое, добавляющее нечто важное к развитию замысла
автора». Этими словами художник подчеркивает, что цело-
стность как качество композиции не терпит в произведении ниче-
го лишнего, случайного расположения элементов, таких деталей,
которые не направлены на выражение идейного замысла. Заме-
чательна по композиционной целостности картина И. Е. Репина
«Не ждали»: каждый персонаж точно определен по месту, позе,
повороту, силуэту и т. п., благодаря чему картина не только вы-
являет данный момент драматического события, но и дает зри-
телю понимание прошлого и будущего изображенных людей.
Лучшие произведения реалистической живописи показывают,
что целостность композиции проявляется в правильном глубин-
76
но-пространственном размещении элементов картины. Важную
роль при этом играет их соподчинение композиционному центру.
Оно должно предусматривать восприятие зрителем логики раз-
вития художественного замысла. Так, например, в картине Рем-
брандта «Возвращение блудного сына» зритель сразу видит цент-
ральную группу, которая ярко освещена. Лишь по мере рассмот-
рения картины он начинает разбирать фигуры второго плана.
Здесь композиция картины, соподчиненность персонажей по
освещенности и планировке обеспечивают последовательность
процесса восприятия.
Обращается внимание на то, что элементы композиции сле-
дует организовать с учетом композиционного центра, идейного
замысла и т. д. Соподчиненность, таким образом, как принцип
композиции означает взаимосвязь элементов с выделением глав-
ного. Разница между соподчиненными элементами или их груп-
пами должна легко восприниматься. Среди этих элементов или
групп (сгущений объектов) всегда надо определять такие, кото-
рые обращали бы на себя внимание в первую очередь. Такое со-
подчинение элементов можно наблюдать во многих картинах,
очень разных по замыслу: «Боярыне Морозовой» В. И. Сурикова,
«Не ждали» И. Е. Репина, «Смерти комиссара» К. С. Петрова-
Водкина. Давая обобщенное художественное толкование рево-
люционного
подвига, К. С. Петров-Водкин показывает главного
героя на переднем плане. Он так располагает элементы картины,
что образ комиссара находится в центре внимания. Уходящие в
атаку бойцы, поднятые и воодушевленные на подвиг комиссаром,
воспринимаются зрителями не сразу, а последовательно, за цен-
тральным героем. Художник поместил их для полноты раскрытия
художественного замысла. Таким образом, соподчиненность
обеспечивает распределение зон внимания, организует процесс
восприятия.
Как принцип композиции соподчиненность находится в тес-
ной связи с соразмерностью. Чтобы понять значение этого прин-
ципа, следует сравнить фигуры людей разных планов в произве-
дениях живописи.
Зритель твердо знает зависимость между абсолютными вели-
чинами предметов в натуре и их видом при удалении, поэтому
его глаз ожидает закономерного уменьшения размеров элементов