Рисунок. Живопись. Композиция. Степанова Н.Э. - 37 стр.

UptoLike

Составители: 

73
перспективы, организации изображения каждого предмета сооб-
разно с его характеристикой и значимостью и т. п. То или иное
решение сюжета диктуется теми объективными законами дейст-
вительности, которые должны быть познаны и отражены в худо-
жественно-образной форме. Они действуют во всех видах и жан-
рах искусства.
Между видами искусства существуют единство и различия.
Все они представляют собой художественно-образное отображе-
ние реальной действительности, осуществляемое специфически-
ми для каждого из них средствами. Так, музыка передает содер-
жание звуками, вызывая в нашем сознании зрительные образы ас-
социативным путем. Изобразительное искусство отличается от
других видов искусства как особенностями формы существова-
ния, так и средствами, с помощью которых оно реализуется. Жи-
вописца, графика и скульптора объединяет стремление к соз-
данию зрительных художественных образов, хотя и различными
средствами. Например, живопись создает изображение предмет-
ного мира на плоскости посредством линий и красочных сочета-
ний. Цвет делает изображение более достоверным и имеет особое
значение для раскрытия темы. Но и рисунок в живописи играет
большую роль, хотя он как бы скрыт от глаз зрителя. Если пред-
ставить себе живопись без рисунка, то она будет абстрактна, ог-
раничена только цветовыми сочетаниями.
Композиция картины рассчитана на зрительное восприятие.
Она содействует многостороннему раскрытию содержания. В
произведении живописи зритель постепенно обнаруживает мно-
гое,
что не сразу привлекло его внимание, при этом он не теряет
из виду ранее воспринятое. Слившись воедино, рисунок и живо-
пись обогащают композицию.
В разные исторические эпохи к искусству предъявляются раз-
личные требования, и актуальность видов искусства неодинакова.
Каждая эпоха выдвигает на первое место тот вид, который спосо-
бен с наибольшей полнотой отразить существенные черты вре-
мени, полнее раскрыть общественные идеалы. В эпоху Воз-
рождения, например, ведущее место среди других искусств за-
нимала живопись.
Некоторые виды изобразительного искусства нередко вступа-
ют во взаимодействие с другими. Так, произведения живописи, за
74
исключением станковой, находятся в синтезе с архитектурой или
изделиями декоративно-прикладных ремесел. Станковая жи-
вопись имеет самостоятельное значение, поэтому ее произведе-
ния можно обозревать в любом помещении.
В изобразительном искусстве существуют различные жанры:
исторический, бытовой, батальный жанры, портрет, пейзаж, на-
тюрморт, интерьер. Наибольшее разнообразие жанров наблюда-
ется в станковой живописи.
Жанры искусства не всегда однородны. Нередко встречается
смешение их в одном произведении. Примером этого в живописи
является портрет академика И. П. Павлова работы М. В. Несте-
рова, где ученый изображен на фоне архитектурного пейзажа.
Смешение жанров наблюдается и в произведениях, представляю-
щих собой натюрморт на фоне пейзажа. Натюрморт при этом со-
храняет главенствующую роль, но не имеет самостоятельного
значения.
СОДЕРЖАНИЕ И СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОГО
ВЫРАЖЕНИЯ. ПРИНЦИПЫ КОМПОЗИЦИИ
Противники реалистического искусства ошибочно считают
внешнее жизнеподобие его главным признаком. Они умалчивают
о принципиально важном свойстве реалистического искусства -
художественно-образном отражении закономерных связей и от-
ношений действительности. Некоторые теоретики формалистиче-
ского искусства утверждают, что художники не должны позна-
вать закономерности реальной действительности, находить ти-
пическое в окружающем. Это неверное мнение наносит особенно
большой вред в применении к художественному образованию,
мешая формированию у студентов познавательных интересов.
Изобразительная деятельность художника-реалиста основана
на том, что он осмысливает действительность и отражает ее в
идейно-образной форме. Пользуясь специфическими творчески-
ми приемами для передачи конкретного события (сюжета), ху-
дожник выявляет смысл и значение происходящего, показывает
свое отношение к нему.
Изображая явления реальной действительности и оценивая
перспективы, организации изображения каждого предмета сооб-       исключением станковой, находятся в синтезе с архитектурой или
разно с его характеристикой и значимостью и т. п. То или иное     изделиями декоративно-прикладных ремесел. Станковая жи-
решение сюжета диктуется теми объективными законами дейст-        вопись имеет самостоятельное значение, поэтому ее произведе-
вительности, которые должны быть познаны и отражены в худо-       ния можно обозревать в любом помещении.
жественно-образной форме. Они действуют во всех видах и жан-          В изобразительном искусстве существуют различные жанры:
рах искусства.                                                    исторический, бытовой, батальный жанры, портрет, пейзаж, на-
    Между видами искусства существуют единство и различия.        тюрморт, интерьер. Наибольшее разнообразие жанров наблюда-
Все они представляют собой художественно-образное отображе-       ется в станковой живописи.
ние реальной действительности, осуществляемое специфически-           Жанры искусства не всегда однородны. Нередко встречается
ми для каждого из них средствами. Так, музыка передает содер-     смешение их в одном произведении. Примером этого в живописи
жание звуками, вызывая в нашем сознании зрительные образы ас-     является портрет академика И. П. Павлова работы М. В. Несте-
социативным путем. Изобразительное искусство отличается от        рова, где ученый изображен на фоне архитектурного пейзажа.
других видов искусства как особенностями формы существова-        Смешение жанров наблюдается и в произведениях, представляю-
ния, так и средствами, с помощью которых оно реализуется. Жи-     щих собой натюрморт на фоне пейзажа. Натюрморт при этом со-
вописца, графика и скульптора объединяет стремление к соз-        храняет главенствующую роль, но не имеет самостоятельного
данию зрительных художественных образов, хотя и различными        значения.
средствами. Например, живопись создает изображение предмет-
ного мира на плоскости посредством линий и красочных сочета-         СОДЕРЖАНИЕ И СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОГО
ний. Цвет делает изображение более достоверным и имеет особое        ВЫРАЖЕНИЯ. ПРИНЦИПЫ КОМПОЗИЦИИ
значение для раскрытия темы. Но и рисунок в живописи играет
большую роль, хотя он как бы скрыт от глаз зрителя. Если пред-        Противники реалистического искусства ошибочно считают
ставить себе живопись без рисунка, то она будет абстрактна, ог-   внешнее жизнеподобие его главным признаком. Они умалчивают
раничена только цветовыми сочетаниями.                            о принципиально важном свойстве реалистического искусства -
    Композиция картины рассчитана на зрительное восприятие.       художественно-образном отражении закономерных связей и от-
Она содействует многостороннему раскрытию содержания. В           ношений действительности. Некоторые теоретики формалистиче-
произведении живописи зритель постепенно обнаруживает мно-        ского искусства утверждают, что художники не должны позна-
гое, что не сразу привлекло его внимание, при этом он не теряет   вать закономерности реальной действительности, находить ти-
из виду ранее воспринятое. Слившись воедино, рисунок и живо-      пическое в окружающем. Это неверное мнение наносит особенно
пись обогащают композицию.                                        большой вред в применении к художественному образованию,
    В разные исторические эпохи к искусству предъявляются раз-    мешая формированию у студентов познавательных интересов.
личные требования, и актуальность видов искусства неодинакова.        Изобразительная деятельность художника-реалиста основана
Каждая эпоха выдвигает на первое место тот вид, который спосо-    на том, что он осмысливает действительность и отражает ее в
бен с наибольшей полнотой отразить существенные черты вре-        идейно-образной форме. Пользуясь специфическими творчески-
мени, полнее раскрыть общественные идеалы. В эпоху Воз-           ми приемами для передачи конкретного события (сюжета), ху-
рождения, например, ведущее место среди других искусств за-       дожник выявляет смысл и значение происходящего, показывает
нимала живопись.                                                  свое отношение к нему.
    Некоторые виды изобразительного искусства нередко вступа-         Изображая явления реальной действительности и оценивая
ют во взаимодействие с другими. Так, произведения живописи, за

                              73                                                               74