ВУЗ:
Составители:
71
должен хорошо разбираться в вопросах композиции и уметь при-
менять свои знания на практике. Без знакомства с теорией компо-
зиции нельзя обстоятельно вести занятия по тематическому рисо-
ванию, объяснить и проиллюстрировать средства выражения и
принципы создания произведений. Знание законов композиции и
умение их применить на практике даст студенту возможность
пробудить творческую активность.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДМЕТА КОМПОЗИЦИИ
Словом «композиция» художники обозначают закономерные
связи и отношения, которыми охвачены все части произведения.
Некоторые из таких связей и отношений воспринимаются непо-
средственно зрением (количественные), другие - логическим
мышлением (качественные).
Кратко рассмотрим те понятия, которые составляют структу-
ру композиции картины или рисунка. Перечислим количествен-
ные связи и отношения композиции.Это величина изображения
по отношению к абсолютным размерам натуры, пропорции сто-
рон избранного формата, масштабность и относительное равно-
весие плотности элементов и пространств между ними, повороты
предметов (в фас, пол-оборота, профиль, в комбинированном и
сложном положениях), уровень горизонта, положение источника
света, распределение светотени, тональности, относительное рав-
новесие светлого и темного, а также основных цветовых пятен,
взаимное расположение частей изображаемых объектов, контра-
сты в системе сопоставления фигур и фона (цветовой, светотене-
вой, размерный), организация элементов композиции в простран-
стве (метр, ритм) и т. п. Все это - количественные признаки
предметов. Их можно измерить и ответить на вопрос о количест-
ве этих признаков в композиции. Зрительно воспринимаемые от-
ношения признаков относятся к средствам композиции. С их по-
мощью художник добивается определенного качественного вы-
ражения замысла. Как композитор нотами, он распоряжается на-
званными средствами для выражения основной мысли создавае-
мой им картины. Отводя каждому средству определенную роль,
художник-реалист стремится достичь жизненной правдивости
72
произведения.
Основными регуляторами роли и значения количественных
признаков изображаемых предметов и явлений для выражения
художественного замысла являются принципы композиции: це-
лостность, соподчиненность, соразмерность, равновесие, единст-
во. С их помощью художник создает качественные связи и отно-
шения в композиции, которые «не лежат на поверхности» про-
изведения, а воспринимаются мышлением. Добиваясь согласова-
ния принципов, художник достигает гармоничности композиции.
Как структурный элемент целого, композиция выявляет фор-
му выражения содержания самых различных произведений жи-
вописи, графики, скульптуры. Она имеется в архитектуре, ин-
терьере, станке, машине, мебели, костюме и т. п. Ее мы наблю-
даем и в любой объемно-пространственной структуре в природе,
будь то растение, животное, человек; она определяет их внешние
качества. Так, например, мы говорим: «красивое дерево», оце-
нивая при этом композиционные особенности его формы. Краси-
вым по форме называют то лицо, у которого части гармоничны.
Качественные и количественные связи и отношения в природе
закономерны и существуют независимо от сознания человека.
Выявление и отражение их в произведениях искусства неразрыв-
но связано с решением художником композиционных задач.
Различают три вида композиции: фронтальную, объемно-про-
странственную и глубинно-пространственную. Отличитель-
ный признак первой - развитие композиции по двум координатам
(вертикальной и горизонтальной), когда третья координата - глу-
бинная - имеет подчиненное значение. Эта композиция широко
распространена в декоративно-прикладном искусстве. Объемно-
пространственной композиции соответствует построение формы
в трех измерениях. Она предполагает обозрение формы со всех
сторон и применяется в скульптуре. Глубинно-пространственная
композиция используется при изображении предметов на кар-
тинной плоскости. Станковой живописи присуща трехмерность,
иллюзорно создаваемая на плоскости холста художником.
Создание живописных или графических произведений требу-
ет для каждого сюжета поисков и именно ему присущего образ-
ного воплощения: определенного размещения элементов и про-
странства между ними, использования линейной и воздушной
должен хорошо разбираться в вопросах композиции и уметь при- произведения. менять свои знания на практике. Без знакомства с теорией компо- Основными регуляторами роли и значения количественных зиции нельзя обстоятельно вести занятия по тематическому рисо- признаков изображаемых предметов и явлений для выражения ванию, объяснить и проиллюстрировать средства выражения и художественного замысла являются принципы композиции: це- принципы создания произведений. Знание законов композиции и лостность, соподчиненность, соразмерность, равновесие, единст- умение их применить на практике даст студенту возможность во. С их помощью художник создает качественные связи и отно- пробудить творческую активность. шения в композиции, которые «не лежат на поверхности» про- изведения, а воспринимаются мышлением. Добиваясь согласова- ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДМЕТА КОМПОЗИЦИИ ния принципов, художник достигает гармоничности композиции. Как структурный элемент целого, композиция выявляет фор- Словом «композиция» художники обозначают закономерные му выражения содержания самых различных произведений жи- связи и отношения, которыми охвачены все части произведения. вописи, графики, скульптуры. Она имеется в архитектуре, ин- Некоторые из таких связей и отношений воспринимаются непо- терьере, станке, машине, мебели, костюме и т. п. Ее мы наблю- средственно зрением (количественные), другие - логическим даем и в любой объемно-пространственной структуре в природе, мышлением (качественные). будь то растение, животное, человек; она определяет их внешние Кратко рассмотрим те понятия, которые составляют структу- качества. Так, например, мы говорим: «красивое дерево», оце- ру композиции картины или рисунка. Перечислим количествен- нивая при этом композиционные особенности его формы. Краси- ные связи и отношения композиции.Это величина изображения вым по форме называют то лицо, у которого части гармоничны. по отношению к абсолютным размерам натуры, пропорции сто- Качественные и количественные связи и отношения в природе рон избранного формата, масштабность и относительное равно- закономерны и существуют независимо от сознания человека. весие плотности элементов и пространств между ними, повороты Выявление и отражение их в произведениях искусства неразрыв- предметов (в фас, пол-оборота, профиль, в комбинированном и но связано с решением художником композиционных задач. сложном положениях), уровень горизонта, положение источника Различают три вида композиции: фронтальную, объемно-про- света, распределение светотени, тональности, относительное рав- странственную и глубинно-пространственную. Отличитель- новесие светлого и темного, а также основных цветовых пятен, ный признак первой - развитие композиции по двум координатам взаимное расположение частей изображаемых объектов, контра- (вертикальной и горизонтальной), когда третья координата - глу- сты в системе сопоставления фигур и фона (цветовой, светотене- бинная - имеет подчиненное значение. Эта композиция широко вой, размерный), организация элементов композиции в простран- распространена в декоративно-прикладном искусстве. Объемно- стве (метр, ритм) и т. п. Все это - количественные признаки пространственной композиции соответствует построение формы предметов. Их можно измерить и ответить на вопрос о количест- в трех измерениях. Она предполагает обозрение формы со всех ве этих признаков в композиции. Зрительно воспринимаемые от- сторон и применяется в скульптуре. Глубинно-пространственная ношения признаков относятся к средствам композиции. С их по- композиция используется при изображении предметов на кар- мощью художник добивается определенного качественного вы- тинной плоскости. Станковой живописи присуща трехмерность, ражения замысла. Как композитор нотами, он распоряжается на- иллюзорно создаваемая на плоскости холста художником. званными средствами для выражения основной мысли создавае- Создание живописных или графических произведений требу- мой им картины. Отводя каждому средству определенную роль, ет для каждого сюжета поисков и именно ему присущего образ- художник-реалист стремится достичь жизненной правдивости ного воплощения: определенного размещения элементов и про- странства между ними, использования линейной и воздушной 71 72
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 34
- 35
- 36
- 37
- 38
- …
- следующая ›
- последняя »