Рисунок. Живопись. Композиция. Степанова Н.Э. - 34 стр.

UptoLike

Составители: 

67
Последовательно нанося один красочный слой на другой, худож-
ник имеет возможность достигать необычайно красивых живо-
писных эффектов. Такая техника помогает моделировать и форму
предметов.
Техника акварельной живописи разнообразна как по своим
приемам, так и по способу использования красок. Прежде всего,
рассмотрим характерный для акварели прием лессировок.
Лессировка - наиболее распространенный прием акварельной
живописи. Он заключается в последовательном нанесении одного
красочного слоя на другой. Просвечивая, красочные слои созда-
ют оптическое смешение красок, т. е. новый цветовой тон. Лес-
сировочная техника, основанная на прозрачности красок, позво-
ляет художнику многократно перекрывать один слой другим и
все же добиваться просвечивания самого глубокого слоя. Это ка-
чество лессировок позволяет достигать и наибольшей интенсив-
ности цвета. Лессировочный слой имеет незначительную толщи-
ну, поэтому падающий свет доходит до поверхности бумаги и
отражается от нее, пройдя сквозь краски. Лессировками надо
пользоваться очень осмотрительно и краску наносить слабыми
растворами, т. е. обильно смачивать кисть водой.
Живопись начинают с прокладки локальным цветом формы
предметов. Прежде чем приступить к прокладке, точность ло-
кального цвета надо установить на палитре. Палитрой для аква-
рели, кроме специальных пластмассовых, могут служить белая
фарфоровая тарелка, блюдце, облицовочная керамическая плитка
или просто кусок белой плотной бумаги. Начинать лепку формы
цветом следует с освещенных поверхностей, постепенно перехо-
дя к теням. Такая последовательность процесса живописи помо-
гает художнику точно передавать цвет, находить отношения, ре-
шать колористические задачи. Учитывая свойства акварельных
красок стекать вниз, мазки начинают класть сверху, постепенно
сгоняя краску вниз.
Детали (узор на тканях, на посуде и т. д.) следует прорисо-
вывать по просохшему полю.
Техника «аля прима» заключается в том, что художник сразу
в полную силу берет цветовые отношения. Здесь не требуется
многослойных перекрытий цвета, бесконечных исправлений и
уточнений, но нужна большая расчетливость, предвидение эф-
68
фекта. В нашей учебной практике методом «аля прима» студенты
пользуются в набросках и кратковременных этюдах.
Техника работы «по сырому» является наиболее сложной.
Для овладения студенту требуются большие знания из области
цветоведения и технологии материалов. Работа «по сырому» ос-
нована на слиянии красок, когда один цвет вливается в другой и
создает тонкие переходы. При этом способе, прежде всего нужно
хорошо смочить бумагу и подождать несколько минут, чтобы она
впитала в себя влагу, после чего можно приступать к работе.
Краска наносится с таким расчетом, чтобы она растекалась по
плоскости бумаги во все стороны, а затем стекала книзу. Худож-
нику надо предвидеть, какой эффект должен получиться и что
необходимо сделать для того, чтобы краска, растекаясь, в нужном
месте соединилась с другой и создала новый цвет и тон. Технику
работы «по сырому» очень хорошо использовать в пейзажной
живописи. Больших эффектов можно достигнуть при изображе-
нии водной глади, неба.
Смешанная техника акварельной живописи допускает ис-
пользование самых различных приемов работы и материалов.
Здесь возможно применение гуаши, цветных фломастеров, про-
царапывания, эффектных «ударов» пастелью. При смешанной
технике возможны и всякого рода усовершенствования. Так, на-
пример, художники прибалтийских республик стали использо-
вать в акварели воск и парафин. Предположим, пишется женский
портрет - дама в черном платье с белым кружевным воротником.
Чтобы не применять в акварели гуашевые белила для изображе-
ния воротника, художник, подготавливая рисунок для акварели,
узор кружев рисует стеариновой свечой. Затем он смело пропи-
сывает черное платье, а места, покрытые стеарином, остаются
белыми. Таким же способом изображаются рисунки на тканях.
Иногда этот метод повторяется по нескольку раз. Например,
ткань состоит из сложного цветового рисунка. Проложив локаль-
ный цвет ярких цветочков, художник дает ему просохнуть. Затем
по этому фону рисует свечой узор ткани и покрывает его сле-
дующим цветом. Под стеарином остается нетронутым первый
цвет. Потом процедура повторяется для получения следующего
цвета узора и т. д. Следует помнить, что для успешного овладе-
ния различными техниками работы акварелью необходимо, пре-
Последовательно нанося один красочный слой на другой, худож-      фекта. В нашей учебной практике методом «аля прима» студенты
ник имеет возможность достигать необычайно красивых живо-         пользуются в набросках и кратковременных этюдах.
писных эффектов. Такая техника помогает моделировать и форму          Техника работы «по сырому» является наиболее сложной.
предметов.                                                        Для овладения студенту требуются большие знания из области
    Техника акварельной живописи разнообразна как по своим        цветоведения и технологии материалов. Работа «по сырому» ос-
приемам, так и по способу использования красок. Прежде всего,     нована на слиянии красок, когда один цвет вливается в другой и
рассмотрим характерный для акварели прием лессировок.             создает тонкие переходы. При этом способе, прежде всего нужно
    Лессировка - наиболее распространенный прием акварельной      хорошо смочить бумагу и подождать несколько минут, чтобы она
живописи. Он заключается в последовательном нанесении одного      впитала в себя влагу, после чего можно приступать к работе.
красочного слоя на другой. Просвечивая, красочные слои созда-     Краска наносится с таким расчетом, чтобы она растекалась по
ют оптическое смешение красок, т. е. новый цветовой тон. Лес-     плоскости бумаги во все стороны, а затем стекала книзу. Худож-
сировочная техника, основанная на прозрачности красок, позво-     нику надо предвидеть, какой эффект должен получиться и что
ляет художнику многократно перекрывать один слой другим и         необходимо сделать для того, чтобы краска, растекаясь, в нужном
все же добиваться просвечивания самого глубокого слоя. Это ка-    месте соединилась с другой и создала новый цвет и тон. Технику
чество лессировок позволяет достигать и наибольшей интенсив-      работы «по сырому» очень хорошо использовать в пейзажной
ности цвета. Лессировочный слой имеет незначительную толщи-       живописи. Больших эффектов можно достигнуть при изображе-
ну, поэтому падающий свет доходит до поверхности бумаги и         нии водной глади, неба.
отражается от нее, пройдя сквозь краски. Лессировками надо            Смешанная техника акварельной живописи допускает ис-
пользоваться очень осмотрительно и краску наносить слабыми        пользование самых различных приемов работы и материалов.
растворами, т. е. обильно смачивать кисть водой.                  Здесь возможно применение гуаши, цветных фломастеров, про-
    Живопись начинают с прокладки локальным цветом формы          царапывания, эффектных «ударов» пастелью. При смешанной
предметов. Прежде чем приступить к прокладке, точность ло-        технике возможны и всякого рода усовершенствования. Так, на-
кального цвета надо установить на палитре. Палитрой для аква-     пример, художники прибалтийских республик стали использо-
рели, кроме специальных пластмассовых, могут служить белая        вать в акварели воск и парафин. Предположим, пишется женский
фарфоровая тарелка, блюдце, облицовочная керамическая плитка      портрет - дама в черном платье с белым кружевным воротником.
или просто кусок белой плотной бумаги. Начинать лепку формы       Чтобы не применять в акварели гуашевые белила для изображе-
цветом следует с освещенных поверхностей, постепенно перехо-      ния воротника, художник, подготавливая рисунок для акварели,
дя к теням. Такая последовательность процесса живописи помо-      узор кружев рисует стеариновой свечой. Затем он смело пропи-
гает художнику точно передавать цвет, находить отношения, ре-     сывает черное платье, а места, покрытые стеарином, остаются
шать колористические задачи. Учитывая свойства акварельных        белыми. Таким же способом изображаются рисунки на тканях.
красок стекать вниз, мазки начинают класть сверху, постепенно     Иногда этот метод повторяется по нескольку раз. Например,
сгоняя краску вниз.                                               ткань состоит из сложного цветового рисунка. Проложив локаль-
    Детали (узор на тканях, на посуде и т. д.) следует прорисо-   ный цвет ярких цветочков, художник дает ему просохнуть. Затем
вывать по просохшему полю.                                        по этому фону рисует свечой узор ткани и покрывает его сле-
    Техника «аля прима» заключается в том, что художник сразу     дующим цветом. Под стеарином остается нетронутым первый
в полную силу берет цветовые отношения. Здесь не требуется        цвет. Потом процедура повторяется для получения следующего
многослойных перекрытий цвета, бесконечных исправлений и          цвета узора и т. д. Следует помнить, что для успешного овладе-
уточнений, но нужна большая расчетливость, предвидение эф-        ния различными техниками работы акварелью необходимо, пре-

                              67                                                                68