ВУЗ:
Составители:
65
объем) светотенью (тоном), а в живописи, кроме того, объем вы-
является цветом.
Световая поверхность предмета имеет один цвет, в полутени
другой, а в тени третий. В особенности богата цветовыми реф-
лексами теневая поверхность предмета. Главное здесь в соблю-
дении единства (гармонии) цветов, или, как говорят живописцы,
в единстве колорита.
Термин «колорит» происходит от латинского слова color
(краска, цвет). Слово «колорист» художники употребляют тогда,
когда хотят сказать о живописце, что он тонко чувствует цвет.
Этому термину разные художники придают различный смысл. И.
Н. Крамской писал: «Художник-колорист, в настоящем смысле
слова, будет тот человек, который находит на палитре именно тот
тон и цвет, какой в действительности есть, или какой он больше-
му числу людей кажется».
Термином «колорит» обозначают также красочность или бо-
гатство и разнообразие цвета. Слово «колоритный» мы употреб-
ляем и в обыденной жизни, когда хотим сказать, что данный объ-
ект нас восхищает своей красочностью, выразительностью, не-
обыкновенным разнообразием свойств и качеств.
В более узком понимании колорит означает соподчиненность
находящихся в картине цветов. Колорит в живописи может быть
интенсивным, насыщенным или, наоборот, приглушенным, вы-
светленным. Под колористическим строем мы имеем в виду за-
кономерность расположения цветов, когда каждый из них подчи-
няется определенному тону, светлоте и насыщенности. Естест-
венно, что здесь возможны самые различные варианты: в одном'
случае доминирует тон, в другом - насыщенность, а в третьем -
светлота; могут главенствовать одновременно светлота и тон, тон
и насыщенность, насыщенность и светлота. В этом смысле зако-
номерность колористического строя имеет много общего с то-
нальной закономерностью звуков в музыке, где их гармоническое
сочетание подчиняется мажору или минору, может быть взято
повышенным (диезы) или пониженным (бемоли). Как в музыке
безгранично богатство вариантов, так и в живописи колористиче-
ский строй безграничен и разнообразен. Колорит присущ и физи-
ческим свойствам красок: акварельные и масляные краски созда-
ют яркие, звонкие и чистые гаммы цветов, гуашевые и темперные
66
краски - приглушенные и матовые.
Умение выдержать определенный колористический строй -
сложное и тонкое искусство. Сразу решить такую задачу начи-
нающему художнику трудно, поэтому учебной программой по
живописи предусмотрен ряд натурных постановок с последова-
тельным усложнением учебных задач: вначале дают постановки с
идентичными цветовыми характеристиками, затем подбирают
предметы с отдаленными цветовыми контрастами и, наконец,
ставят натюрморт из предметов, различных по цвету, фактуре и
тону.
АКВАРЕЛЬНЫЕ КРАСКИ. ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ
АКВАРЕЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ
Термин «акварель» происходит от латинского слова aqua -
вода. Характерная особенность акварельных красок - чрезвычай-
но тонкая растирка красящего пигмента и большой процент бы-
стро растворяющихся в воде клеящих веществ (растительный
клей с примесью меда, сахара, глицерина). Акварельная живо-
пись, как правило, исполняется на бумаге. Определить акварель
как «живопись водяными красками», «водную живопись», «водя-
ные краски» было бы не совсем точно - ведь водой разводятся
гуашевые и темперные краски, а также краски для живописи по
сырой штукатурке (техника фрески), малярные, клеевые краски
для декорационных работ. Акварельные краски бывают трех ви-
дов: твердые в виде плиток, полумягкие в фарфоровых чашечках
и мягкие в тюбиках. Лучшими считаются те, которые хорошо
растворяются, дают яркий интенсивный цвет и обладают прочно-
стью (не выцветают). К таким сортам относятся краски, выпус-
каемые известными фирмами Винзора, Лефранка. Хорошо себя
зарекомендовали наборы ленинградской фабрики «Черная реч-
ка». Для учебных работ это лучшие сорта акварельных красок.
Важнейшее свойство акварельных красок - прозрачность,
возможность наложения тончайшего слоя. Благодаря этому отпа-
дает необходимость применения белил, их заменяет просве-
чивающий цвет белой бумаги. Это свойство акварельных красок
помогает художнику справляться с колористическими задачами.
объем) светотенью (тоном), а в живописи, кроме того, объем вы- краски - приглушенные и матовые. является цветом. Умение выдержать определенный колористический строй - Световая поверхность предмета имеет один цвет, в полутени сложное и тонкое искусство. Сразу решить такую задачу начи- другой, а в тени третий. В особенности богата цветовыми реф- нающему художнику трудно, поэтому учебной программой по лексами теневая поверхность предмета. Главное здесь в соблю- живописи предусмотрен ряд натурных постановок с последова- дении единства (гармонии) цветов, или, как говорят живописцы, тельным усложнением учебных задач: вначале дают постановки с в единстве колорита. идентичными цветовыми характеристиками, затем подбирают Термин «колорит» происходит от латинского слова color предметы с отдаленными цветовыми контрастами и, наконец, (краска, цвет). Слово «колорист» художники употребляют тогда, ставят натюрморт из предметов, различных по цвету, фактуре и когда хотят сказать о живописце, что он тонко чувствует цвет. тону. Этому термину разные художники придают различный смысл. И. Н. Крамской писал: «Художник-колорист, в настоящем смысле слова, будет тот человек, который находит на палитре именно тот АКВАРЕЛЬНЫЕ КРАСКИ. ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ тон и цвет, какой в действительности есть, или какой он больше- АКВАРЕЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ му числу людей кажется». Термином «колорит» обозначают также красочность или бо- Термин «акварель» происходит от латинского слова aqua - гатство и разнообразие цвета. Слово «колоритный» мы употреб- вода. Характерная особенность акварельных красок - чрезвычай- ляем и в обыденной жизни, когда хотим сказать, что данный объ- но тонкая растирка красящего пигмента и большой процент бы- ект нас восхищает своей красочностью, выразительностью, не- стро растворяющихся в воде клеящих веществ (растительный обыкновенным разнообразием свойств и качеств. клей с примесью меда, сахара, глицерина). Акварельная живо- В более узком понимании колорит означает соподчиненность пись, как правило, исполняется на бумаге. Определить акварель находящихся в картине цветов. Колорит в живописи может быть как «живопись водяными красками», «водную живопись», «водя- интенсивным, насыщенным или, наоборот, приглушенным, вы- ные краски» было бы не совсем точно - ведь водой разводятся светленным. Под колористическим строем мы имеем в виду за- гуашевые и темперные краски, а также краски для живописи по кономерность расположения цветов, когда каждый из них подчи- сырой штукатурке (техника фрески), малярные, клеевые краски няется определенному тону, светлоте и насыщенности. Естест- для декорационных работ. Акварельные краски бывают трех ви- венно, что здесь возможны самые различные варианты: в одном' дов: твердые в виде плиток, полумягкие в фарфоровых чашечках случае доминирует тон, в другом - насыщенность, а в третьем - и мягкие в тюбиках. Лучшими считаются те, которые хорошо светлота; могут главенствовать одновременно светлота и тон, тон растворяются, дают яркий интенсивный цвет и обладают прочно- и насыщенность, насыщенность и светлота. В этом смысле зако- стью (не выцветают). К таким сортам относятся краски, выпус- номерность колористического строя имеет много общего с то- каемые известными фирмами Винзора, Лефранка. Хорошо себя нальной закономерностью звуков в музыке, где их гармоническое зарекомендовали наборы ленинградской фабрики «Черная реч- сочетание подчиняется мажору или минору, может быть взято ка». Для учебных работ это лучшие сорта акварельных красок. повышенным (диезы) или пониженным (бемоли). Как в музыке Важнейшее свойство акварельных красок - прозрачность, безгранично богатство вариантов, так и в живописи колористиче- возможность наложения тончайшего слоя. Благодаря этому отпа- ский строй безграничен и разнообразен. Колорит присущ и физи- дает необходимость применения белил, их заменяет просве- ческим свойствам красок: акварельные и масляные краски созда- чивающий цвет белой бумаги. Это свойство акварельных красок ют яркие, звонкие и чистые гаммы цветов, гуашевые и темперные помогает художнику справляться с колористическими задачами. 65 66
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 31
- 32
- 33
- 34
- 35
- …
- следующая ›
- последняя »