Рисунок. Живопись. Композиция. Степанова Н.Э. - 31 стр.

UptoLike

Составители: 

61
собой, следить за перспективой. На переднем плане предметы
должны быть более детально написаны, чем на втором, а на даль-
нем плане они могут оставаться в обобщенном виде. Закончив
детальную проработку, можно переходить к подведению итогов
работы - синтезу. Надо вновь обратить внимание на общее со-
стояние этюда, на его цельность. Если в стадии детализации ка-
кие-то предметы стали сильно выделяться, их следует «успоко-
ить»; если рефлексы «разбили» форму, надо их обобщить. Для
этого смотрят на натюрморт и на этюд прищуренными глазами;
там, где детали формы пропадают, на этюде должно быть то же
самое. Если краска положена очень толстым слоем и стала по-
добна гуаши, это место придется осторожно промыть и по воз-
можности выправить. Прелесть акварельной живописи в ее про-
зрачности и «звонкости» цвета.
Такой последовательности работы придерживаются при вы-
полнении всех учебных заданий.
Кратко повторим методическую последовательность работы
над заданиями, выполняемыми в технике акварели:
1)подготовка рисунка под акварель;
2)легкая прокладка цвета и характеристика каждого предме-
та;
3)нахождение цветовых и тоновых отношений, выявление
объема предметов цветом;
4)детальная проработка формы предметов и выявление их
материальности;
5) подведение итогов работы, синтез.
Задание 2. Натюрморт из предметов быта, сближенных по
цвету, на фоне драпировки- 16 ч.
Это задание выполняется в той же методической последова-
тельности, что и предыдущее. Однако здесь задача усложняется -
надо выявить цветовую палитру в предметах, сближенных по
цвету. Если в первом задании было нетрудно передать характери-
стику цвета (например, синей вазы, желтого лимона), подметить
цвет рефлекса (зеленоватый оттенок рефлекса от желтого лимона
на синей вазе), то здесь задача намного сложнее.
В новом задании надо подобрать предметы, близкие по цвету,
например крынку для молока, булку, керамическую кружку, де-
ревянный стол, и поместить их на фоне драпировок: холста или
62
сурового полотна. Все предметы желтого цвета, но они различа-
ются по цветовому тону, светлоте и насыщенности. Установить
эти различия не просто, и здесь студенту придется приложить
много труда и умений. Еще сложнее увидеть цветовые рефлексы,
пролепить объем цветом, правильно установить цветовые и тоно-
вые отношения.
Работу над этим заданием нужно совместить с выполнением
третьего и четвертого заданий - краткосрочных этюдов. Было бы
очень полезно сделать отдельные этюды буханки хлеба, булки,
яблока, крынки, кружки. Такие краткосрочные этюды позволят
студенту более внимательно проследить за живописными качест-
вами предметов и закрепить навык в моделировке формы средст-
вами цвета.
Третье и четвертое задания - краткосрочные этюды листьев и
веток растений, овощей и фруктов - должны рассматриваться как
систематическая работа студента для овладения принципами и
методами работы акварелью, усвоения техники и технологии ма-
териалов, развития мастерства. Для живописца эти упражнения
должны играть ту же роль, что для музыканта ежедневные гам-
мы, штудировка пассажей и многократное повторение трудноис-
полняемых мест.
Задание 3. Цветные наброски листьев и веток разных пород
деревьев. Не менее 10 набросков- 3 ч.
Эти упражнения студентам дают возможность овладеть ме-
тодами работы акварелью.
Изображение листьев требует очень незначительной затраты
времени, а пользу приносит огромную. Если в сложном задании
студент часто ограничивается обобщенной окраской предметов,
то в этом задании он будет испытывать необходимость в более
детальной моделировке формы.
Несмотря на простоту заданий, мы советуем эти упражнения
выполнять с соблюдением методической последовательности ра-
боты. Например, надо нарисовать лист березы. Прежде всего,
сделайте рисунок карандашом - наметьте контур листа характер-
ными краями и прожилками. Затем локальным цветом постарай-
тесь передать золотистый тон листа. Пока краска не засохла, вне-
сите замеченные цветовые нюансы - где-то лист имеет розоватые
оттенки, где-то - зеленоватые. По мокрому слою, краска раство-
собой, следить за перспективой. На переднем плане предметы       сурового полотна. Все предметы желтого цвета, но они различа-
должны быть более детально написаны, чем на втором, а на даль-   ются по цветовому тону, светлоте и насыщенности. Установить
нем плане они могут оставаться в обобщенном виде. Закончив       эти различия не просто, и здесь студенту придется приложить
детальную проработку, можно переходить к подведению итогов       много труда и умений. Еще сложнее увидеть цветовые рефлексы,
работы - синтезу. Надо вновь обратить внимание на общее со-      пролепить объем цветом, правильно установить цветовые и тоно-
стояние этюда, на его цельность. Если в стадии детализации ка-   вые отношения.
кие-то предметы стали сильно выделяться, их следует «успоко-         Работу над этим заданием нужно совместить с выполнением
ить»; если рефлексы «разбили» форму, надо их обобщить. Для       третьего и четвертого заданий - краткосрочных этюдов. Было бы
этого смотрят на натюрморт и на этюд прищуренными глазами;       очень полезно сделать отдельные этюды буханки хлеба, булки,
там, где детали формы пропадают, на этюде должно быть то же      яблока, крынки, кружки. Такие краткосрочные этюды позволят
самое. Если краска положена очень толстым слоем и стала по-      студенту более внимательно проследить за живописными качест-
добна гуаши, это место придется осторожно промыть и по воз-      вами предметов и закрепить навык в моделировке формы средст-
можности выправить. Прелесть акварельной живописи в ее про-      вами цвета.
зрачности и «звонкости» цвета.                                       Третье и четвертое задания - краткосрочные этюды листьев и
    Такой последовательности работы придерживаются при вы-       веток растений, овощей и фруктов - должны рассматриваться как
полнении всех учебных заданий.                                   систематическая работа студента для овладения принципами и
    Кратко повторим методическую последовательность работы       методами работы акварелью, усвоения техники и технологии ма-
над заданиями, выполняемыми в технике акварели:                  териалов, развития мастерства. Для живописца эти упражнения
    1)подготовка рисунка под акварель;                           должны играть ту же роль, что для музыканта ежедневные гам-
    2)легкая прокладка цвета и характеристика каждого предме-    мы, штудировка пассажей и многократное повторение трудноис-
та;                                                              полняемых мест.
    3)нахождение цветовых и тоновых отношений, выявление             Задание 3. Цветные наброски листьев и веток разных пород
объема предметов цветом;                                         деревьев. Не менее 10 набросков- 3 ч.
    4)детальная проработка формы предметов и выявление их            Эти упражнения студентам дают возможность овладеть ме-
материальности;                                                  тодами работы акварелью.
    5) подведение итогов работы, синтез.                             Изображение листьев требует очень незначительной затраты
    Задание 2. Натюрморт из предметов быта, сближенных по        времени, а пользу приносит огромную. Если в сложном задании
цвету, на фоне драпировки- 16 ч.                                 студент часто ограничивается обобщенной окраской предметов,
    Это задание выполняется в той же методической последова-     то в этом задании он будет испытывать необходимость в более
тельности, что и предыдущее. Однако здесь задача усложняется -   детальной моделировке формы.
надо выявить цветовую палитру в предметах, сближенных по             Несмотря на простоту заданий, мы советуем эти упражнения
цвету. Если в первом задании было нетрудно передать характери-   выполнять с соблюдением методической последовательности ра-
стику цвета (например, синей вазы, желтого лимона), подметить    боты. Например, надо нарисовать лист березы. Прежде всего,
цвет рефлекса (зеленоватый оттенок рефлекса от желтого лимона    сделайте рисунок карандашом - наметьте контур листа характер-
на синей вазе), то здесь задача намного сложнее.                 ными краями и прожилками. Затем локальным цветом постарай-
    В новом задании надо подобрать предметы, близкие по цвету,   тесь передать золотистый тон листа. Пока краска не засохла, вне-
например крынку для молока, булку, керамическую кружку, де-      сите замеченные цветовые нюансы - где-то лист имеет розоватые
ревянный стол, и поместить их на фоне драпировок: холста или     оттенки, где-то - зеленоватые. По мокрому слою, краска раство-

                             61                                                                62