ВУЗ:
Составители:
57
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ
Задание 1. Натюрморт из несложных по форме предметов
быта с контрастными цветовыми отношениями — 20 ч.
Прежде всего, отбирают необходимые предметы для натур-
ной постановки. Ими могут быть: синяя или зеленая эмалирован-
ная кастрюля, две-три моркови, желтая или коричневая керамиче-
ская чаша, две свеклы, несколько картофелин, две-три драпиров-
ки — ярко-красного, оранжевого и лилового цвета. Отбирая для
первой постановки предметы, различные по цвету и форме, надо
следить, чтобы все они могли быть объединены общей темати-
кой: «Кухонный стол хозяйки», «Завтрак», «Стол школьника» и
т. п.
Для первых натурных постановок не следует брать большое
количество предметов, достаточно трех-четырех.
Отобрав предметы, приступают к их расстановке и объедине-
нию общей композицией. Чтобы постановка получилась краси-
вой и выразительной, предметы следует расставлять так, чтобы
один помогал выделяться другому: малый предмет должен ока-
заться на фоне большого, два крупных - не слишком загоражи-
вать друг друга, светлый - на фоне темного и наоборот.
Расставлять предметы по отношению к источнику света ре-
комендуется также разнообразно - один осветить прямыми луча-
ми света, другой увести в тень.
Драпировки в натюрморте играют двоякую роль: в одном
случае они могут служить нейтральным фоном, когда предметы
сами по себе создают цельную композицию; в другом - когда
предметы без драпировки имели бы неудачное объединение меж-
ду собой - складки получают самостоятельную роль. В этом слу-
чае драпировку надо расположить красивыми складками, чтобы
каждая из них выражала объем и была в «движении».
Увязав все предметы между собой, необходимо выделить
композиционный центр, т. е. тот участок постановки, который
должен особо привлекать внимание зрителя. Для этого можно
пододвинуть один предмет ближе к зрителю, или ярче его осве-
тить, или выбрать для центра яркий и красочный по цвету пред-
мет.
58
Найдя удачную композицию натурной постановки, следует
проверить ее эффект со всех сторон. Если расстановка предметов
выглядит удачно только с одной стороны, поиски надо про-
должить, хотя для выполнения данного задания студенту-заоч-
нику можно было бы на этом и остановиться. Важно найти такое
композиционное решение, чтобы постановка со всех сторон вы-
глядела эффектно.
Сделав натурную постановку, можно приступить к работе.
Прежде всего, требуется хорошо и красиво закомпоновать изоб-
ражение на листе бумаги. От композиционного размещения во
многом зависит успех работы. Для этого нужно вначале посмот-
реть на натюрморт с различных точек зрения и выбрать наиболее
удачную, затем, не приступая к работе, решить, как расположить
изображение - по вертикали или горизонтали. Для этого можно
воспользоваться самодельным видоискателем: взять небольшой
клочок бумаги, вырезать в нем окошко в тех же пропорциональ-
ных отношениях, что и основной лист бумаги (планшет), и, при-
ближая и удаляя от глаза видоискатель, выбрать наиболее удач-
ную композицию. Описанные действия надо проделать дважды,
держа видоискатель в горизонтальном и вертикальном положе-
ниях. Когда композиция найдена, можно приступить к работе.
У тех, кто впервые пользуется видоискателем, может слу-
читься так, что через видоискатель натура смотрится эффектно, а
в рисунке она оказывается невыразительной. Неудача с видоис-
кателем объясняется тем, что начинающий не смог представить
себе его в виде картинной плоскости (вид будущего изображе-
ния), а пользовался им просто как окошком. Чтобы избежать не-
удачи, после работы с видоискателем следует сделать ряд компо-
зиционных набросков. Рисунок под акварель намечают очень ос-
торожно, едва касаясь карандашом бумаги. Резинку (ластик)
применять в этом случае не рекомендуется, она будет оставлять
жирные пятна, которые потом нельзя перекрыть краской. При
выявлении конструктивной основы формы предметов вспомога-
тельные линии (осевые, визирующие), которые обычно наносят
при построении рисунка, в данном случае употреблять по воз-
можности не следует; их надо «держать в глазу». Светотеневую
прокладку тоном, даже легкой штриховкой, в рисунке под аква-
рель делать нельзя. Границы света, полутени и тени намечают
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ Найдя удачную композицию натурной постановки, следует К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ проверить ее эффект со всех сторон. Если расстановка предметов выглядит удачно только с одной стороны, поиски надо про- Задание 1. Натюрморт из несложных по форме предметов должить, хотя для выполнения данного задания студенту-заоч- быта с контрастными цветовыми отношениями — 20 ч. нику можно было бы на этом и остановиться. Важно найти такое Прежде всего, отбирают необходимые предметы для натур- композиционное решение, чтобы постановка со всех сторон вы- ной постановки. Ими могут быть: синяя или зеленая эмалирован- глядела эффектно. ная кастрюля, две-три моркови, желтая или коричневая керамиче- Сделав натурную постановку, можно приступить к работе. ская чаша, две свеклы, несколько картофелин, две-три драпиров- Прежде всего, требуется хорошо и красиво закомпоновать изоб- ки — ярко-красного, оранжевого и лилового цвета. Отбирая для ражение на листе бумаги. От композиционного размещения во первой постановки предметы, различные по цвету и форме, надо многом зависит успех работы. Для этого нужно вначале посмот- следить, чтобы все они могли быть объединены общей темати- реть на натюрморт с различных точек зрения и выбрать наиболее кой: «Кухонный стол хозяйки», «Завтрак», «Стол школьника» и удачную, затем, не приступая к работе, решить, как расположить т. п. изображение - по вертикали или горизонтали. Для этого можно Для первых натурных постановок не следует брать большое воспользоваться самодельным видоискателем: взять небольшой количество предметов, достаточно трех-четырех. клочок бумаги, вырезать в нем окошко в тех же пропорциональ- Отобрав предметы, приступают к их расстановке и объедине- ных отношениях, что и основной лист бумаги (планшет), и, при- нию общей композицией. Чтобы постановка получилась краси- ближая и удаляя от глаза видоискатель, выбрать наиболее удач- вой и выразительной, предметы следует расставлять так, чтобы ную композицию. Описанные действия надо проделать дважды, один помогал выделяться другому: малый предмет должен ока- держа видоискатель в горизонтальном и вертикальном положе- заться на фоне большого, два крупных - не слишком загоражи- ниях. Когда композиция найдена, можно приступить к работе. вать друг друга, светлый - на фоне темного и наоборот. У тех, кто впервые пользуется видоискателем, может слу- Расставлять предметы по отношению к источнику света ре- читься так, что через видоискатель натура смотрится эффектно, а комендуется также разнообразно - один осветить прямыми луча- в рисунке она оказывается невыразительной. Неудача с видоис- ми света, другой увести в тень. кателем объясняется тем, что начинающий не смог представить Драпировки в натюрморте играют двоякую роль: в одном себе его в виде картинной плоскости (вид будущего изображе- случае они могут служить нейтральным фоном, когда предметы ния), а пользовался им просто как окошком. Чтобы избежать не- сами по себе создают цельную композицию; в другом - когда удачи, после работы с видоискателем следует сделать ряд компо- предметы без драпировки имели бы неудачное объединение меж- зиционных набросков. Рисунок под акварель намечают очень ос- ду собой - складки получают самостоятельную роль. В этом слу- торожно, едва касаясь карандашом бумаги. Резинку (ластик) чае драпировку надо расположить красивыми складками, чтобы применять в этом случае не рекомендуется, она будет оставлять каждая из них выражала объем и была в «движении». жирные пятна, которые потом нельзя перекрыть краской. При Увязав все предметы между собой, необходимо выделить выявлении конструктивной основы формы предметов вспомога- композиционный центр, т. е. тот участок постановки, который тельные линии (осевые, визирующие), которые обычно наносят должен особо привлекать внимание зрителя. Для этого можно при построении рисунка, в данном случае употреблять по воз- пододвинуть один предмет ближе к зрителю, или ярче его осве- можности не следует; их надо «держать в глазу». Светотеневую тить, или выбрать для центра яркий и красочный по цвету пред- прокладку тоном, даже легкой штриховкой, в рисунке под аква- мет. рель делать нельзя. Границы света, полутени и тени намечают 57 58
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 27
- 28
- 29
- 30
- 31
- …
- следующая ›
- последняя »