Рисунок. Живопись. Композиция. Степанова Н.Э. - 28 стр.

UptoLike

Составители: 

55
ОВЛАДЕНИЕ ТЕХНИКОЙ ЖИВОПИСИ
Техникой работы акварелью студенты начинают овладевать
под руководством педагога уже на начальном этапе. Практика
работы со студентами показала, что в соответствии с программ-
ными требованиями все студенты правильно понимают принци-
пы выявления формы в рисунке, где используются линия и тон
как средства выражения объема. В живописи, как правило, сту-
денты оказываются менее подготовленными, многие даже не
знают, чем задачи живописи отличаются от установок рисунка.
На занятиях по живописи они продолжают рисовать, а не писать.
Чем же отличается живопись от рисунка?
В рисунке объем формы предмета передается средствами ли-
нии и тона. Во время рисования мы следим, как свет располагает-
ся на форме, где размещаются освещенные места, полутень и
тень. В живописи это тоже важно, но объем формы здесь выра-
жается средствами цвета - свет имеет один цвет, полутень - дру-
гой, а тень - третий. Заметить эту разницу в цвете трудно, так как
основная окраска предмета, его локальный цвет, доминирует.
Кроме того, поверхности предметов несут в себе цвета отражен-
ного света от рядом стоящих предметов - рефлексы. Все это обо-
гащает цветовую гамму каждого предмета.
Начинающий художник, как правило, не умеет следить за
этим, он старается правильно взять локальный цвет предмета, а
затем начинает усиливать насыщенность цвета: оставляя первую
прокладку цвета в свету, в полутени он ее усиливает этой же
краской, а в тени берет в полную силу. В результате получается
раскрашенный рисунок, а не живопись.
Многие студенты I курса не владеют техникой живописи, бо-
ятся воды, кисть смачивают очень мало и полусухой кистью на-
чинают закрашивать рисунок. В результате краска на бумагу ло-
жится очень толстым слоем, цвет теряет звучность и становится
глухим, матовым. Поверхность бумаги хорошо отражает свет, и
когда отраженные лучи освещают тонкий слой краски, цвет ста-
новится ярким. Если же положить толстый слой краски, то отра-
женные от бумаги лучи света не могут пробиться сквозь него и
цвет получается тусклым.
Учитывая все эти трудности, первое задание составляют та-
56
ким образом, чтобы оно заключало в себе как бы промежуточную
стадию, переход от рисунка к живописи - гризайль (живопись
одной краской). В этом задании студенты овладевают техникой
акварельной живописи, учатся пользоваться краской и кистью, не
решая пока цветовых задач.
Следующие задания направлены на развитие чувства цвета,
на практическое усвоение основных положений цветоведения.
Для изображения подбирают предметы со сближенными цвето-
выми отношениями; затем - контрастные по цвету.
Параллельно с длительными этюдами студенты выполняют
краткосрочные задания по изображению в цвете листьев и веток
деревьев, овощей и фруктов, птиц и животных.
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАБОТЫ
НАД УЧЕБНЫМИ ЗАДАНИЯМИ
Для выполнения учебных заданий каждому студенту необхо-
димы следующие материалы: 1) фанерный планшет (доска) раз-
мером 45X60 см; 2) акварельные краски ленинградской фабрики
«Черная речка»; 3) две беличьи или колонковые кисти 4 и 15;
4) папку для хранения работ; 5) соответствующие сорта бумаги,
желательно ватман; 6) губку или кусок поролона. Можно приоб-
рести специальный этюдник для акварели, где имеется стиратор
для натягивания бумаги, тогда отпадет необходимость в планше-
те.
Бумагу для акварели надо подготовить соответствующим об-
разом. Имеется несколько способов, мы предлагаем один из них.
Лист бумаги, размером немного больше планшета, следует нало-
жить на планшет и сухими руками обвести по краям, чтобы на
ней отпечатался след планшета. Затем все углы бумаги срезают
до следов углов планшета, переворачивают на обратную сторону
и края смазывают клеем. Затем, снова перевернув, края приклеи-
вают к боковой стороне доски, к подрамнику. Это делается для
того, чтобы после окончания работы бумагу можно было легко
срезать с планшета и чтобы она по углам не коробилась. Когда
бумага будет наклеена на планшет, ее смачивают водой, чтобы
она натянулась. Настоящий ватман следует смачивать водой пе-
ред наклейкой.
   ОВЛАДЕНИЕ ТЕХНИКОЙ ЖИВОПИСИ                                       ким образом, чтобы оно заключало в себе как бы промежуточную
                                                                     стадию, переход от рисунка к живописи - гризайль (живопись
    Техникой работы акварелью студенты начинают овладевать           одной краской). В этом задании студенты овладевают техникой
под руководством педагога уже на начальном этапе. Практика           акварельной живописи, учатся пользоваться краской и кистью, не
работы со студентами показала, что в соответствии с программ-        решая пока цветовых задач.
ными требованиями все студенты правильно понимают принци-                Следующие задания направлены на развитие чувства цвета,
пы выявления формы в рисунке, где используются линия и тон           на практическое усвоение основных положений цветоведения.
как средства выражения объема. В живописи, как правило, сту-         Для изображения подбирают предметы со сближенными цвето-
денты оказываются менее подготовленными, многие даже не              выми отношениями; затем - контрастные по цвету.
знают, чем задачи живописи отличаются от установок рисунка.              Параллельно с длительными этюдами студенты выполняют
На занятиях по живописи они продолжают рисовать, а не писать.        краткосрочные задания по изображению в цвете листьев и веток
Чем же отличается живопись от рисунка?                               деревьев, овощей и фруктов, птиц и животных.
    В рисунке объем формы предмета передается средствами ли-
нии и тона. Во время рисования мы следим, как свет располагает-         МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАБОТЫ
ся на форме, где размещаются освещенные места, полутень и               НАД УЧЕБНЫМИ ЗАДАНИЯМИ
тень. В живописи это тоже важно, но объем формы здесь выра-
жается средствами цвета - свет имеет один цвет, полутень - дру-          Для выполнения учебных заданий каждому студенту необхо-
гой, а тень - третий. Заметить эту разницу в цвете трудно, так как   димы следующие материалы: 1) фанерный планшет (доска) раз-
основная окраска предмета, его локальный цвет, доминирует.           мером 45X60 см; 2) акварельные краски ленинградской фабрики
Кроме того, поверхности предметов несут в себе цвета отражен-        «Черная речка»; 3) две беличьи или колонковые кисти № 4 и 15;
ного света от рядом стоящих предметов - рефлексы. Все это обо-       4) папку для хранения работ; 5) соответствующие сорта бумаги,
гащает цветовую гамму каждого предмета.                              желательно ватман; 6) губку или кусок поролона. Можно приоб-
    Начинающий художник, как правило, не умеет следить за            рести специальный этюдник для акварели, где имеется стиратор
этим, он старается правильно взять локальный цвет предмета, а        для натягивания бумаги, тогда отпадет необходимость в планше-
затем начинает усиливать насыщенность цвета: оставляя первую         те.
прокладку цвета в свету, в полутени он ее усиливает этой же              Бумагу для акварели надо подготовить соответствующим об-
краской, а в тени берет в полную силу. В результате получается       разом. Имеется несколько способов, мы предлагаем один из них.
раскрашенный рисунок, а не живопись.                                 Лист бумаги, размером немного больше планшета, следует нало-
    Многие студенты I курса не владеют техникой живописи, бо-        жить на планшет и сухими руками обвести по краям, чтобы на
ятся воды, кисть смачивают очень мало и полусухой кистью на-         ней отпечатался след планшета. Затем все углы бумаги срезают
чинают закрашивать рисунок. В результате краска на бумагу ло-        до следов углов планшета, переворачивают на обратную сторону
жится очень толстым слоем, цвет теряет звучность и становится        и края смазывают клеем. Затем, снова перевернув, края приклеи-
глухим, матовым. Поверхность бумаги хорошо отражает свет, и          вают к боковой стороне доски, к подрамнику. Это делается для
когда отраженные лучи освещают тонкий слой краски, цвет ста-         того, чтобы после окончания работы бумагу можно было легко
новится ярким. Если же положить толстый слой краски, то отра-        срезать с планшета и чтобы она по углам не коробилась. Когда
женные от бумаги лучи света не могут пробиться сквозь него и         бумага будет наклеена на планшет, ее смачивают водой, чтобы
цвет получается тусклым.                                             она натянулась. Настоящий ватман следует смачивать водой пе-
    Учитывая все эти трудности, первое задание составляют та-        ред наклейкой.

                               55                                                                 56