Рисунок. Живопись. Композиция. Степанова Н.Э. - 30 стр.

UptoLike

Составители: 

59
легкими линиями, которые в дальнейшем будут выявлены цве-
том.
Подготавливая рисунок под акварель очень скупыми и лако-
ничными средствами, в то же время надо внимательно следить за
«крепостью» и слаженностью построения изображений предме-
тов. При этом требуется строго соблюдать законы линейной пер-
спективы. Очень часто начинающий художник, небрежно подго-
товив рисунок, надеется в дальнейшем выправить его кистью,
однако все его попытки в этом направлении оканчиваются неуда-
чей. Например, сделав быстро и небрежно рисунок, не проследив
за явлениями перспективы, студент приступил к работе цветом.
Рисунок отдельных предметов ему удалось выправить, он хорошо
взял цветовые отношения, но пространство между предметами
ему не удалось передать: предметы налезают друг на друга, пе-
редний план «проваливается» в глубину, а дальний назойливо
лезет вперед. Студент думает, что дело здесь в неверно взятых
тоновых отношениях. Он начинает все переписывать, портит хо-
рошо начатую работу и в конце концов губит ее окончательно.
Ошибка же здесь не в цветовых отношениях, а в рисунке. Распо-
лагая предметы на плоскости стола, студент не учитывал пер-
спективу, и у него в рисунке следок одного предмета оказался на
другом. Подготавливая рисунок под акварель, надо ясно предста-
вить плоскость стола, на которой находятся предметы, расстоя-
ние между ними и правильно расположить следы этих предметов
в перспективе.
Начинать работать в цвете можно разными методами.
1. Вначале находят локальный цвет предметов (их окраску) и
легко покрывают им (закрашивают) намеченный рисунок. Блики
на предметах (стеклянных, глазурованных, металлических) оста-
ются белыми. Проложив локальным цветом все предметы, пере-
ходят к моделировке формы цветом.
2. Не давая предварительной локальной раскраски, сразу бе-
рут цветовые отношения между предметами, силу цвета дают по
возможности близкую к натуре. Сделав локальным цветом ос-
новную прокладку, неопытный живописец как бы по инерции
продолжает и дальше работать той же краской. В результате у
него получается раскрашенный рисунок. Он не учитывает, что
каждая плоскость предмета по-разному отражает свет; кроме то-
60
го, она отражает и цвет рядом стоящих предметов, а, следова-
тельно, изменяется в цвете. Иначе говоря, плоскость предмета,
освещенная источником света, имеет один цвет, в полутени - дру-
гой, а в тени - третий. Кроме того, эти плоскости иногда очень
сильно изменяются в цвете, когда рефлексы оказываются интен-
сивными. Конечно, без тренировки увидеть эти изменения не все-
гда удается, поэтому начинающему живописцу нужно помнить о
закономерностях живописи, в частности о том, что в закрытом
помещении освещенные поверхности предметов имеют холодно-
ватый оттенок, а тени, наоборот, теплый.
Мы рекомендуем второй метод работы, в особенности при
выполнении краткосрочных этюдов листьев и веток растений,
птиц и животных.
Выполнение учебных заданий по живописи, как и по рисунку,
требует строгого соблюдения методической последовательности
перехода от одного этапа работы к другому. Не найдя цветовых
отношений, не выявив основного объема предметов, нельзя вы-
писывать детали. Нельзя писать натюрморт по частям, что неред-
ко делают начинающие, т. е. вначале детально прорабатывают
один предмет, затем другой и т. д. Смотреть надо на всю группу в
целом, цельность восприятия помогает правильно определять
цветовые и тоновые отношения, сравнивать окраску по светлоте,
насыщенности, колориту.
Проложив первую прокладку и установив характеристику
цвета предметов, приступают к нахождению цветовых и тоновых
отношений. Одновременно выявляют и объем. Чтобы работа шла
успешнее, устанавливают цветовые отношения рядом стоящих
предметов, подчеркивая, что относится к первому плану, а что ко
второму. Детали пока не прорисовывают, главное - выявить боль-
шую форму.
Закончив этот этап работы, надо еще раз проверить общее со-
стояние этюда: ясно ли читаются планы - первый, второй и тре-
тий. Если предмет дальнего плана выступает вперед по тону или
рефлексы получились очень яркими, их следует пригасить.
Только после этого можно переходить к детализации формы.
Прорабатывая детали, выявляя фактуру (разную характеристику
поверхностей различных материалов), нельзя упускать из виду
общее состояние этюда; следует еще сравнивать предметы между