Рисунок. Живопись. Композиция. Степанова Н.Э. - 32 стр.

UptoLike

Составители: 

63
рится и даст мягкие переходы. Дайте немного просохнуть краске
и приступайте к детальной проработке формы. Наружные края
листа имеют более насыщенный цвет; по мере приближения к
середине окраска ослабевает. Прожилки листа имеют более свет-
лый тон, чем сам лист. Усиливая тон между прожилками, надо
одновременно уточнить и их рисунок. Если в процессе модели-
ровки формы прожилки стали очень светлыми, некоторые места
между ними слишком темными, а рисунок в целом дробным (пе-
стрым), следует все обобщить. Для этого надо смочить кисть чис-
той водой и пройтись ею по изображению. Краска, смоченная
водой, расплывется, и переходы станут мягче.
Следующее упражнение выполняется в той же методической
последовательности, но с более сложными задачами. В качестве
натуры берут листья комнатных растений, с более богатой цве-
товой окраской.
Когда появится навык и смелость в работе, можно перейти к
изображению веток деревьев и растений. При выполнении этих
упражнений надо внимательно следить за различиями цвета: все
листья на ветке в первый момент кажутся совершенно одинако-
выми, на самом деле они отличаются один от другого. Здесь ска-
жутся и влияние расстояния (воздушная перспектива), и рефлек-
сы, и распределение света на листьях. Задача студента - подме-
тить эти различия в цвете.
Задание 4. Цветные наброски овощей и фруктов. Не менее 15
набросков - 3 ч.
Выполнение задания желательно совместить с длительной
работой над натюрмортом. Если в натюрморт не будут включены
фрукты и овощи, то это задание следует сделать специально, со-
блюдая методическую последовательность, о которой говорилось
выше. В дальнейшем можно перейти к более сложным приемам.
64
ПОНЯТИЕ О ЛОКАЛЬНОМ ЦВЕТЕ.
ЦВЕТОВЫЕ РЕФЛЕКСЫ.
КОЛОРИТ
Термин «локальный цвет» происходит от французского слова
local, что означает «местный», и характеризует основную окраску
предмета - зеленая трава, красный помидор, желтый лимон и т. д.
Умение точно подобрать локальный цвет предмета и передать его
зрителю - одно из основных требований реалистической живопи-
си. В обычных условиях локальный цвет доминирует и тем са-
мым мешает начинающему художнику увидеть, незначительные
изменения в цвете отдельных плоскостей предмета. В природе
локальный цвет зрительно изменяется в зависимости от расстоя-
ния, характера освещения (дневной, искусственный свет), цвета
окружающих поверхностей.
Цвет мы воспринимаем благодаря свету. Чистые белые лучи
света (дневного), падая на поверхность предмета, окрашиваются
в его основной, локальный цвет. Окрашенные лучи, идущие от
искусственного источника света (неоновой лампы) или через
цветные стекла, а также отраженные от рядом находящихся по-
верхностей, попадая на предмет, смешиваются с его цветом. От-
ражаясь от него, они несут уже новый цвет, не похожий на ло-
кальный цвет предмета. Например, свет от желтого предмета, по-
падая на поверхность синего, отражается от нее уже зеленым.
Эти окрашенные лучи образуют рефлексы. Если рефлектирую-
щая поверхность имеет ту же окраску, что и сам предмет, на ко-
торый падают лучи, цвет рефлекса становится более насыщен-
ным. Яркость (видимость) рефлексов во многом зависит от фак-
туры предметов. Матовая (шершавая) поверхность имеет слабые,
едва заметные рефлексы. Предметы с глянцевой поверхностью
(стеклянные, керамические, металлические) обладают яркими
рефлексами.
Окружающие предметы на матовых поверхностях отражают-
ся расплывчатым пятном. На глянцевых, в особенности никели-
рованных, они отражаются, как в зеркале. В умении правильно
подмечать и передавать рефлексы заключается одна из особенно-
стей искусства живописи. Отличие рисунка от живописи состоит
в том, что в рисунке мы моделируем форму предмета (выявляем