Рисунок. Живопись. Композиция. Степанова Н.Э. - 39 стр.

UptoLike

Составители: 

77
картины при удалении их от переднего плана.
Соразмерность необходима в любом виде искусства. Ее исто-
ки - в природе. Все части произведения должны быть целесооб-
разны и соразмерны, как в живом организме. Проявление особен-
ностей этого принципа композиции студенты также должны учи-
тывать при работе над учебными заданиями. Как бы ни были хо-
рошо исполнены отдельно взятые элементы картины, но если ее
глубинно-пространственные планы не объединяет четкая со-
размерность элементов, нельзя рассчитывать на целостность ком-
позиции, поэтому художник должен выстраивать пространство с
учетом восприятия явлений линейной и воздушной перспектив.
Искусство группирования требует от художника внимания не
только к элементам композиции, но и к пространству, заключен-
ному между ними. Пространство между элементами, измененное
в сторону излишнего уменьшения или увеличения, теряет актив-
ность, утрачивает роль связующего момента композиции. Причи-
ной этого может быть недооценка одного из принципов компози-
ции - равновесия. Равновесие элементов и пространства между
ними имеет существенное значение для выразительности компо-
зиции.
В качестве примера приведем портрет М. Н. Ермоловой ра-
боты В. А. Серова. Фигура актрисы несколько смещена от цент-
ральной оси картины, но зрительного перевеса в правой части
холста не ощущается, чему способствует как бы случайно введен-
ное темное отражение в зеркале. Оно уравновешивает компози-
цию и тем самым усиливает выразительность портрета.
Принцип единства имеет свою специфику. Он играет обобща-
ющую роль среди других принципов композиции. Принцип цело-
стности означает единство композиции по ведущему свойству;
соподчиненность имеет целью достижение единства элементов за
счет их объединения вокруг композиционного центра, вы-
зывающего максимальный зрительный эффект; соразмерность -
это тоже единство, достигаемое согласованием элементов по ли-
нейным измерениям; равновесие требует зрительного баланса
плотностей элементов и пространств, светлого и темного в систе-
ме «фигура- фон» и т. д.
Единство, таким образом, синтезирующий принцип, обеспе-
чивающий гармоническую слаженность композиции, всех
78
средств ее выражения.
Объединение принципов композиции в конкретном решении
реализуется благодаря взаимосвязи и взаимообусловленности.
Так, например, картина А. А. Дейнеки «Оборона Петрограда»
целостна, все ее элементы соподчинены между собой, уравнове-
шены, едины по характеру. При этом значимость принципов гар-
монизации в композиции неодинакова, хотя все они участвуют в
ней. При создании произведения художник работает над поиском
средств выражения. Из их обширного арсенала он использует не
все, а только те, которые необходимы ему при решении той или
иной конкретной задачи. Содержание и средства художественно-
го выражения в реалистическом произведении находятся в орга-
ническом единстве.
Признаки предметов, воспринимаемые непосредственно
форму и цвет, положение в пространстве, отношения предметов
между собой и т. д., художник выражает в определенных пропор-
циях, в масштабном соотношении со средой, с помощью метра
или ритма, контраста или нюанса, светотени, организации про-
странства между элементами и других средств.
Опыт мастеров учит целенаправленно применять средства
композиции так, чтобы в совокупности они подчеркивали идей-
ный замысел произведения. Большие возможности предоставля-
ет художнику, например, использование масштабности как сред-
ства композиции. Так, А. А. Дейнека в картине «Оборона Сева-
стополя» на переднем плане помещает гигантскую фигуру матро-
са в контрасте с фигурами второго плана. Такой прием позволил
художнику создать обобщающий образ воина, воплотив в нем
беззаветный героизм и огромное жизненное упорство советских
людей. Дейнека творчески использовал масштабность, выразив-
шуюся здесь в резком приближении первопланных элементов
картины.
Контраст и нюанс как средства композиции представляют со-
бой противопоставление и сближение различных признаков
предметов. Контрастные признаки не рекомендуется брать равно-
значными. Какой-то из них желательно выявить сильнее, благо-
даря чему композиция приобретает особую выразительность.
Контрасту часто сопутствует его минимальная, едва заметная ме-
ра - нюанс, служащий для сближения противоположных при-