Язык и мышление. Стернин И.А. - 5 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

5
10. Практические следствия из концепции невербальности мышления .
Проблема формирования мышления ребенка . Проблема формирования
навыков речевой деятельности. Проблема переводимости. Обучение
иностранному языку . Феномен «знаю , а сказать не могу».
Тема 1.
Философские концепции
соотношения языка и мышления
В данной теме рассматриваются концепции, которые разработаны как
философами, так и теоретиками конкретных наук, но носят
общефилософский характер. Эти концепции разработаны в рамках
философии или философских разделов соответствующих наук.
Философские концепции, трактующие те или иные стороны
соотношения языка и мышления , могут быть обобщенно представлены
следующим образом :
-концепции, отождествляющие язык и мышление;
-концепции, трактующие язык и мышление как несвязанные друг с
другом сущности;
-концепция «единства» языка и мышления ;
-концепции, рассматривающие различные формы мышления в их
отношении к языку ;
-концепции, рассматривающие соотношение логических и языковых
категорий.
Неопозитивисты Р.Карнап, М .Шлик, Л .Витгенштейн отождествляли
логику (то есть мышление) с синтаксисом . Логика оказывается частью
синтаксиса - так писал в одной из своих работ Р .Карнап. Рассматривая
синтаксис как комбинирование условных языковых знаков, Р .Карнап
приходит к выводу, что «каждый может создавать свою логику , то есть
свою форму языка как ему угодно» . Поскольку же языки разных народов
имеют разный строй, разный синтаксис, то и мышление этих народов
оказывается разным , зависимым от их языков.
Другие философы полагали, что в конечном итоге язык и мышление -
две независимые сущности и что выражение мышления посредством языка
лишь искажает мышление. «Язык абсолютно неадекватен логическому
мышлению и постоянно искажает его» , - писал Б.Рассел. «Мысли умирают
в ту минуту , когда воплощаются в слова», - отмечал А. Шопенгауэр.
Е.Дюринг писал: «Кто способен мыслить только при посредстве речи, тот
еще не испытал, что значит отвлеченное и подлинное мышление» .
К .Маркс и Ф .Энгельс подчеркивали единство языка и мышления . Маркс
писал: «На «духе» с самого начала лежит проклятье - быть «отягощенным»
материей, которая выступает здесь в виде движущихся слоев воздуха ,
звуков - словом , в виде языка . Язык так же древен , как и сознание» . Язык
                                               5


  10. Пра кт ические след ст вия изкон цеп ции н еверба льн ости м ыш лен ия .

    Проблем а ф орм ирова н ия м ыш лен ия ребен ка . Проблем а ф орм ирова н ия
н а выков речевой д ея т ельн ости. Проблем а п еревод им ост и. О бу чен ие
ин остра н н ом у я зыку . Ф ен ом ен «зн а ю , а ска зат ь н е м огу » .

                                        Те ма1.
                             Ф ил ос оф с кие конце пции
                      с оот нош е ния языкаи мыш л е ния

    В д а н н ой т ем е ра ссм а т рива ю т ся кон цеп ции, кот орые ра з     ра бот а н ы ка к
ф илософ а м и, т а к и теоретика м и кон кретн ых н а у к, н о                          н ося т
общеф илософ ский ха ра кт ер. Э т и кон цеп ции ра зра бота н ы в ра м ка х
ф илософ ии или ф илософ ских ра з         д елов соот ветст ву ю щих н а у к.
    Ф илософ ские кон цеп ции, тра кт у ю щие т е или ин ые ст орон ы
соот н ош ен ия я зыка и м ыш лен ия , м огу т быть обобщен н о п ред ст а влен ы
след у ю щим обра з      ом :
    -кон цеп ции, отож д ест вля ю щие я з     ык и м ыш лен ие;
    -кон цеп ции, т ра кт у ю щие я зык и м ыш лен ие ка к н есвя з          а н н ые д ру г с
д ру гом су щн ост и;
    -кон цеп ция «ед ин ства » я зыка и м ыш лен ия ;
    -кон цеп ции, ра ссм а т рива ю щие ра зличн ые ф орм ы м ыш лен ия в их
от н ош ен ии к я з  ыку ;
    -кон цеп ции, ра ссм а т рива ю щие соот н ош ен ие логических и я зыковых
ка т егорий.
    Неоп озитивист ы Р .К а рн а п , М .Ш лик, Л .Витген ш тейн от ож д ест вля ли
логику (т о ест ь м ыш лен ие) с син т а ксисом . Л огика ока з            ыва ет ся ча ст ью
син та ксиса - т а к п иса л в од н ой изсвоих ра бот Р .К а рн а п . Р а ссм а трива я
син та ксис ка к ком бин ирова н ие у словн ых я зыковых зн а ков, Р .К а рн а п
п риход ит к вывод у , что «ка ж д ый м ож ет созда ва ть свою логику , т о ест ь
свою ф орм у я зыка ка к ем у у год н о» . Поскольку ж е я зыки ра зн ых н а род ов
им ею т ра зный ст рой, ра зный син т а ксис, т о и м ыш лен ие эт их н а род ов
ока зыва ется ра з    н ым , зависим ым от их я зыков.
    Дру гие ф илософ ы п ола га ли, чт о в кон ечн ом итоге я з          ык и м ыш лен ие -
д ве н езависим ые су щн ост и и что выра ж ен ие м ыш лен ия п осред ст вом я зыка
лиш ь иска ж а ет м ыш лен ие. «Язык а бсолю тн о н еа д еква т ен логическом у
м ыш лен ию и п остоя н н о иска ж а ет его» , - п иса л Б .Р а ссел. «М ысли у м ира ю т
в т у м ин у т у , когд а воп лоща ю т ся в слова » , - от м еча л          А. Ш оп ен га у эр.
Е.Дю рин г п иса л: «К т о сп особен м ыслит ь т олько п ри п осред ст ве речи, т от
еще н е исп ыт а л, что зн а чит от влечен н ое и п од лин н ое м ыш лен ие» .
    К .М а ркс и Ф .Э н гельс п од черкива ли ед ин ст во я зыка и м ыш лен ия . М а ркс
п иса л: «На «д у хе» с са м ого н а ча ла леж ит п рокля т ье - быт ь «от я гощен н ым »
м а т ерией, кот ора я выст у п а ет здесь в вид е д виж у щихся слоев возду ха ,
зву ков - словом , в вид е я зыка . Яз       ык т а к ж е д ревен , ка к и созн а н ие» . Язык