Язык и мышление. Стернин И.А. - 6 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

6
и мышление тесно связаны друг с другом с самого возникновения :
«подобно сознанию , язык возникает лишь из потребности, из
настоятельной необходимости общения с другими людьми» . Энгельс
указывал, что причиной возникновения у человека как языка , так и
мышления является труд. Таким образом, по Марксу и Энгельсу , язык и
мышление развились на базе труда, они возникли и развивались
одновременно, язык служит для общения , язык выражает , материализует ,
«отягощает» мышление. Однако отметим , что Марксом и Энгельсом нигде
не утверждается , что язык является средством осуществления мышления :
указывается лишь на тесную взаимосвязь этих явлений.
Ряд ученых рассматривают вопрос о соотношении языка и мышления
исходя из идеи о множественности форм мышления и, соответственно,
различном характере связи этих форм с языком человека . Различают
абстрактное мышление - мышление отвлеченными понятиями и
конкретное (в других терминах - практическое, образное, наглядно-
действенное), то есть мышление конкретными образами, непосредственно
включенное в практическую деятельность человека . Л .С.Выготский
полагал, что существует мышление неречевое, куда он относил
инструментальное и техническое мышление «и вообще всю область так
называемого практического интеллекта». Акад. Б .А.Серебренников кроме
абстрактного мышления , выделял еще наглядное, образное, практическое,
лингвокреативное, авербально-понятийное, поисковое и редуцированное
мышление. Ясно, что вопрос о связи мышления с языком касается
преимущественно абстрактного мышления , остальные виды мышления с
языком не связаны.
В науке рассматривается также вопрос о соотношении мыслительных
категорий - понятия и суждения - с языковыми категориями - словом и
предложением .
Начиная с Аристотеля , наука вплоть до 19-го века исходила из идеи о
тождестве этих категорий: слово рассматривалось как языковое
воплощение понятия , а предложение - как воплощение суждения . Формы
логического мышления таким образом фактически отождествлялись с
языковыми формами их выражения . Многие грамматики вплоть до 19-го
века (например, грамматика Ф .И .Буслаева ) были написаны с позиций
логистического подхода к языковым единицам.
В настоящее время стала очевидной невозможность отождествления
понятия и слова , суждения и предложения . Различия между понятием и
словом таковы:
слово может выражать одновременно несколько понятий (омонимия и
полисемия );
одно понятие может быть выражено несколькими способами
(синонимия , разные лексемы для обозначения одного и того же понятия в
разных языках);
                                            6
и м ыш лен ие т есн о свя зан ы д ру г с д ру гом с са м ого возн икн овен ия :
«п од обн о созн а н ию , я з       ык возн ика ет лиш ь из п от ребн ости, из
н а стоя т ельн ой н еобход им ости общен ия с д ру гим и лю д ьм и» . Э н гельс
у ка зыва л, что п ричин ой возн икн овен ия у человека ка к я зыка , т а к и
м ыш лен ия я вля ет ся т ру д . Т а ким обра з   ом , п о М а рксу и Э н гельсу , я зык и
м ыш лен ие ра звились н а ба з          е т ру д а , он и возникли и ра звива лись
од н оврем ен н о, я з   ык слу ж ит д ля общен ия , я зык выра ж а ет, м а т ериа лизует ,
«от я гоща ет » м ыш лен ие. О д н а ко от м етим , что М а рксом и Э н гельсом н игд е
н е у т верж д а ет ся , что я зык я вля ет ся сред ст вом осу щест влен ия м ыш лен ия :
у ка зыва ет ся лиш ь н а т есн у ю взаим освя зь эт их я влен ий.
    Р я д у чен ых ра ссм а т рива ю т воп рос о соот н ош ен ии я зыка и м ыш лен ия
исход я изид еи о м н ож ест вен н ости ф орм м ыш лен ия и, соот вет ст вен н о,
ра з личн ом ха ра кт ере свя зи эт их ф орм с я зыком человека . Р а з            лича ю т
а бстра кт н ое м ыш лен ие - м ыш лен ие от влечен н ым и п он я т ия м и                 и
кон крет н ое (в д ру гих терм ин а х - п ра кт ическое, обра зн ое, н а гля д н о-
д ейст вен н ое), то есть м ыш лен ие кон крет н ым и обра зам и, н еп осред ст вен н о
вклю чен н ое в          п ра кт ическу ю д ея т ельн ость человека . Л .С.Выгот ский
п ола га л, что су щест ву ет м ыш лен ие н еречевое, ку д а он от н осил
ин стру м ен т а льн ое и т ехн ическое м ыш лен ие «и вообще всю обла ст ь т а к
н а зыва ем ого п ра кт ического ин т еллект а » . Ака д . Б .А.С еребрен н иков кром е
а бстра кт н ого м ыш лен ия , выд еля л еще н а гля д н ое, обра зн ое, п ра кт ическое,
лин гвокреа тивн ое, а верба льн о-п он я т ийн ое, п оисковое и ред у цирова н н ое
м ыш лен ие. Ясн о, чт о воп рос о свя з            и м ыш лен ия с я з   ыком ка са ет ся
п реим у щест вен н о а бстра кт н ого м ыш лен ия , оста льн ые вид ы м ыш лен ия с
я зыком н е свя зан ы.
    В н а у ке ра ссм а т рива ет ся та кж е воп рос о соотн ош ен ии м ыслительн ых
ка т егорий - п он я т ия и су ж д ен ия - с я зыковым и ка т егория м и - словом и
п ред лож ен ием .
    На чин а я с Аристотеля , н а у ка вп лот ь д о 19-го века исход ила изид еи о
т ож д ест ве эт их ка т егорий: слово ра ссм а трива лось ка к я зыковое
воп лощен ие п он я тия , а п ред лож ен ие - ка к воп лощен ие су ж д ен ия . Ф орм ы
логического м ыш лен ия т а ким обра з           ом ф а кт ически отож д ест вля лись с
я зыковым и ф орм а м и их выра ж ен ия . М н огие гра м м а тики вп лот ь д о 19-го
века (н а п рим ер, гра м м а тика Ф .И .Б у сла ева ) были н а п иса н ы с п озиций
логистического п од ход а к я з      ыковым ед ин ица м .
    В н а стоя щее врем я ста ла очевид н ой н евозм ож н ост ь отож д ест влен ия
п он я тия и слова , су ж д ен ия и п ред лож ен ия . Р а з   личия м еж д у п он я тием и
словом т а ковы:
    слово м ож ет выра ж а т ь од н оврем ен н о н есколько п он я тий (ом он им ия и
п олисем ия );
    од н о п он я тие м ож ет быт ь выра ж ен о н ескольким и сп особа м и
(син он им ия , ра зные лексем ы д ля обоз       н а чен ия од н ого и того ж е п он я тия в
ра зных я зыка х);