ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
8
Тема 2.
Лингво-философские концепции
соотношения языка и мышления
Лингвистические исследования , связанные с изучением национальных
особенностей языка и поведения различных народов, также ставят на
повестку дня вопрос о соотношении мышления и языка . Исследования
такого рода относятся к категории лингво-философских: лингвистические
по существу , они приводят к постановке философских проблем на
лингвистическом материале.
Языкознание 19-го века развивалось под сильным влиянием В. фон
Гумбольдта, который впервые ввел в лингвистику идею об определяющем
влиянии языка на мышление народа. Язык, по Гумбольдту, описывает
круг вокруг человека , замыкая индивида в рамках его национального духа
и обусловливая его национальное мышление и мировоззрение. Таким
образом, по Гумбольдту , национальный характер языка определяет
характер мышления и мировоззрения народа. Различие языков
обусловливает различие мировоззрений.
В 20-м веке последователь В.Гумбольдта в Европе Л.Вейсгербер
использовал теорию языкового поля для доказательства идеи о том , что
язык навязывает сознанию народа определенное членение
действительности. Он, к примеру , указывал, что рамочная синтаксическая
конструкция в немецком языке обусловливает особый синтетический
способ мышления немцев.
Другим теоретическим направлением в изучении соотношения языка и
мышления является американская этнолингвистика , связанная с именами
Ф .Боаса , Э .Сепира и Б . Уорфа, получившая развитие в США в 19 - 20-ом
вв. Возникший в Америке в этот период интерес к языку , культуре ,
поведению индейцев привел исследователей к гипотезе об определяющем
влиянии их необычных (по сравнению с европейскими) языков на
мышление и поведение индейцев. Обобщая, Б .Уорф писал: «Мы
расчленяем природу в направлении, подсказанном нашим родным языком .
Мы выделяем в мире те или иные категории совсем не потому, что они
(эти категории и типы) самоочевидны, напротив, мир предстает перед
нами как калейдоскопический поток впечатлений, который должен быть
организован нашим сознанием , а это значит в основном языковой
системой, хранящейся в нашем сознании. Мы расчленяем мир, организуем
его в понятия и распределяем значения так, а не иначе в основном потому,
что мы участники соглашения , предписывающего подобную
систематизацию . Это обстоятельство имеет исключительно важное
значение для современной науки, поскольку из него следует , что никто не
волен описывать природу абсолютно независимо, но все мы связаны с
определенными способами интерпретации даже тогда, когда считаем себя
8 Те ма2. Л инг во-ф ил ос оф с кие конце пции с оот нош е ния языкаи мыш л е ния Л ин гвист ические исслед ова н ия , свя з а н н ые с изучен ием н а цион а льн ых особен н остей я зыка и п овед ен ия ра зличн ых н а род ов, та кж е ст а вя т н а п овест ку д н я воп рос о соот н ош ен ии м ыш лен ия и я з ыка . И сслед ова н ия т а кого род а от н ося тся к ка т егории лин гво-ф илософ ских: лин гвистические п о су щест ву , он и п ривод я т к п оста н овке ф илософ ских п роблем н а лин гвистическом м а т ериа ле. Языкозн а н ие 19-го века ра звива лось п од сильн ым влия н ием В. ф он Г у м больд т а , который вп ервые ввел в лин гвистику ид ею об оп ред еля ю щем влия н ии я зыка н а м ыш лен ие н а род а . Язык, п о Г у м больд т у , оп исыва ет кру г вокру г человека , зам ыка я ин д ивид а в ра м ка х его н а цион а льн ого д у ха и обу словлива я его н а цион а льн ое м ыш лен ие и м ировоззрен ие. Т а ким обра з ом , п о Г у м больд т у , н а цион а льн ый ха ра кт ер я з ыка оп ред еля ет ха ра кт ер м ыш лен ия и м ировоззрен ия н а род а . Р а зличие я зыков обу словлива ет ра зличие м ировоззрен ий. В 20-м веке п ослед ова т ель В.Г у м больд т а в Европ е Л .Вейсгербер исп ользова л теорию я зыкового п оля д ля д ока зат ельст ва ид еи о том , чт о я зык н а вя зыва ет созн а н ию н а род а оп ред елен н ое член ен ие д ейст вит ельн ости. О н , к п рим еру , у ка зыва л, чт о ра м очн а я син та ксическа я кон ст ру кция в н ем ецком я зыке обу словлива ет особый син т етический сп особ м ыш лен ия н ем цев. Дру гим т еоретическим н а п ра влен ием в изучен ии соотн ош ен ия я зыка и м ыш лен ия я вля ет ся а м ерика н ска я эт н олин гвистика , свя зан н а я с им ен а м и Ф .Б оа са , Э .Сеп ира и Б .У орф а , п олу чивш а я ра звитие в СШ А в 19 - 20-ом вв. Возникш ий в Ам ерике в эт от п ериод ин терес к я зыку , ку льт у ре, п овед ен ию ин д ейцев п ривел исслед ова т елей к гип от езе об оп ред еля ю щем влия н ии их н еобычн ых (п о сра вн ен ию с европ ейским и) я з ыков н а м ыш лен ие и п овед ен ие ин д ейцев. О бобща я , Б .У орф п иса л: «М ы ра счлен я ем п рирод у в н а п ра влен ии, п од ска зан н ом н а ш им род н ым я зыком . М ы выд еля ем в м ире т е или ин ые ка т егории совсем н е п отом у , чт о он и (эт и ка т егории и тип ы) са м оочевид н ы, н а п ротив, м ир п ред ста ет п еред н а м и ка к ка лейд оскоп ический п оток вп еча тлен ий, кот орый д олж ен быт ь орга н изова н н а ш им соз н а н ием , а эт о зн а чит в осн овн ом я зыковой сист ем ой, хра н я щейся в н а ш ем созн а н ии. М ы ра счлен я ем м ир, орга н изуем его в п он я тия и ра сп ред еля ем зн а чен ия т а к, а н е ин а че в осн овн ом п отом у , чт о м ы у ча ст н ики согла ш ен ия , п ред п исыва ю щего п од обн у ю сист ем а т изацию . Э то обст оя т ельст во им еет исклю чит ельн о ва ж н ое зн а чен ие д ля соврем ен н ой н а у ки, п оскольку изн его след у ет, чт о н икт о н е волен оп исыва т ь п рирод у а бсолю т н о н езависим о, н о все м ы свя зан ы с оп ред елен н ым и сп особа м и ин терп рет а ции д а ж е тогд а , когд а счита ем себя
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- …
- следующая ›
- последняя »