Язык и мышление. Стернин И.А. - 9 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

9
наиболее свободными. Мы сталкиваемся , таким образом, с
новым принципом относительности, который гласит, что сходные
физические явления позволяют создать сходную картину вселенной только
при сходстве или, по крайней мере , при соотносительности языковых
систем».
По Б .Уорфу, язык упорядочивает поток впечатлений, получаемый
человеком от внешнего мира , он по-своему обрисовывает человеку мир,
выступая как система понятий для организации опыта; язык навязывает
человеку мировоззрение, мышление и поведение.
Вопросы:
1. Почему следует говорить не о философских, а о лингво-философских
концепциях?
2. Как понять высказывание Гумбольдта «Язык описывает круг вокруг
индивида»?
3. В чем возможность применения идеи поля к решению проблемы
соотношения языка и мышления ?
4. Почему возникла американская этнолингвистика ? Чем она была
вызвана к жизни?
5. В чем основная идея Б .Уорфа? Прав ли он ?
Тема 3.
Психофизиологические
и нейролингвистические
исследования проблемы языка и мышления
Важная роль в изучении проблемы соотношения языка и мышления
принадлежит выдающемуся физиологу академику И .П.Павлову , его
трудам по физиологии высшей нервной деятельности и в особенности - его
учению о двух сигнальных системах.
Язык, по концепции И .П.Павлова, представляет собой вторую
сигнальную систему, отличающую человека от животного, у которого
такая система отсутствует . Животное обладает только одной сигнальной
системой - первой, чувственными сигналами. Для животного окружающий
мир представлен в его сознании только чувственными сигналами, то есть
чувственными образами, отображающими окружающий мир. У человека
эти сигналы тоже есть, но у него есть и вторая сигнальная система - слова ,
которые могут замещать в сознании чувственные образы . Например,
экспериментально доказано, что слово «звонок» вызывает у человека
такую же ответную реакцию , как и сам звонок, воспринимаемый органами
слуха . И .П.Павлов отмечал, что наличие у человека второй, словесной
сигнальной системы означает наличие у него абстрактного мышления ,
которого нет у животных.
                                             9
н а иболее         свобод н ым и.      М ы ст а лкива ем ся , т а ким обра зом , с
н овым       п рин цип ом отн осит ельн ости, который гла сит, чт о сход н ые
ф изические я влен ия п озволя ю т соз   д а т ь сход н у ю ка рт ин у вселен н ой только
п ри сход ст ве или, п о кра йн ей м ере, п ри соотн осит ельн ости я з           ыковых
сист ем » .
    По Б .У орф у , я зык у п оря д очива ет п оток вп еча тлен ий, п олу ча ем ый
человеком от вн еш н его м ира , он п о-своем у обрисовыва ет человеку м ир,
выст у п а я ка к систем а п он я т ий д ля орга н из  а ции оп ыта ; я зык н а вя зыва ет
человеку м ировоззрен ие, м ыш лен ие и п овед ен ие.

   Воп росы:
   1. Почем у след у ет говорит ь н е о ф илософ ских, а о лин гво-ф илософ ских
кон цеп ция х?
   2. К а к п он я т ь выска зыва н ие Г у м больд т а «Язык оп исыва ет кру г вокру г
ин д ивид а » ?
   3. В чем возм ож н ост ь п рим ен ен ия ид еи п оля к реш ен ию п роблем ы
соот н ош ен ия я зыка и м ыш лен ия ?
   4. Почем у возн икла а м ерика н ска я эт н олин гвистика ? Ч ем он а была
вызва н а к ж из  н и?
   5. В чем осн овн а я ид ея Б .У орф а ? Пра в ли он ?

                                    Те ма3.
                            Пс ихоф изиол ог иче с кие
                           и не йрол инг вис т иче с кие
              ис с л е дования пробл е мы языка и мыш л е ния

    Ва ж н а я роль в из    у чен ии п роблем ы соотн ош ен ия я зыка и м ыш лен ия
п рин а д леж ит выд а ю щем у ся ф изиологу а ка д ем ику И .П.Па влову , его
т ру д а м п о ф изиологии высш ей н ервн ой д ея т ельн ости и в особен н ост и - его
у чен ию о д ву х сигн а льн ых систем а х.
    Язык, п о кон цеп ции И .П.Па влова , п ред ст а вля ет собой втору ю
сигн а льн у ю сист ем у , от лича ю щу ю человека от ж ивотн ого, у кот орого
т а ка я сист ем а отсу т ст ву ет . Ж ивот н ое обла д а ет только од н ой сигн а льн ой
сист ем ой - п ервой, чу вст вен н ым и сигн а ла м и. Для ж ивот н ого окру ж а ю щий
м ирп ред ст а влен в его соз      н а н ии только чу вст вен н ым и сигн а ла м и, т о ест ь
чу вст вен н ым и обра зам и, отобра ж а ю щим и окру ж а ю щий м ир. У человека
эт и сигн а лы т ож е ест ь, н о у н его ест ь и вт ора я сигн а льн а я сист ем а - слова ,
кот орые м огу т зам еща т ь в созн а н ии чу вст вен н ые обра зы. На п рим ер,
эксп ерим ен та льн о д ока зан о, что слово «звон ок» вызыва ет у человека
т а ку ю ж е от вет н у ю реа кцию , ка к и са м звон ок, восп рин им а ем ый орга н а м и
слу ха . И .П.Па влов от м еча л, что н а личие у человека вт орой, словесн ой
сигн а льн ой сист ем ы озн а ча ет н а личие у н его а бстра кт н ого м ыш лен ия ,
кот орого н ет у ж ивот н ых.