Смысл жизни человека в философско-антропологическом измерении. Стрелец Ю.Ш. - 3 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

Введение
В современной философской мысли, как и тысячи лет назад, начиная
с древнеиндийской философии, конечной проблемой и главным предметом
исследования был и остается человек. О том, сколь грандиозна эта задача,
свидетельствуют не только века, но и сама сущность философского
подхода к изучению человека в мире, а мирав человеке. Такой подход
требует не простого накопления знаний, а обращения к мудрости, в полном
соответствии с этимологией слова «философия». Философия (от «филео»-
любовь, люблю, «софия»- мудрость) не претендует на однозначное
решение своей задачи: на первый план выдвигается не совокупность
полученных результатов, или собственно мудрость, а любовно выверенный
процесс движения к ней.
Таким образом, философия являет здесь необходимую скромность,
постоянно возвращая нас к знаменитому высказыванию Сократа: «Я знаю
только то, что ничего не знаю». Было ли это признанием собственного
невежества со стороны великого древнегреческого мыслителя, которого
жрецы храма Аполлона в Дельфах назвали «самым мудрым из греков»?
Очевидно, речь здесь шла о бесконечности познавательного процесса,
особенно, если это касается человека, его природы и сущности. «Формула
мудрости» Сократа, представляющая собой отношение того, что мы знаем,
к тому, что мы могли бы, должны были бы знать, ясно показывает, что
результат этой пропорциинеутешительный, т.е. стремится к нулю. Это и
выразил Сократ.
Через много веков такой, кажущийся, на первый взгляд,
парадоксальным вывод подтвердил английский мыслитель Г. Спенсер. Он
нарисовал два круга, обозначающих комплекс наличествующих знаний у
двух людей: маленький и большой. Второй, как будто, дает основания для
гордости, однако его окружность граничит с гораздо большим количеством
непознанных вопросов и проблем, чем перваямалаяокружность.
«Чем больше ты знаешь, тем больше ты не знаешь». Проблемы
неудержимо множатся, вызывая в памяти слова библейского Экклезиаста:
«кто умножает познания, тот умножает скорбь». И все же, пессимизм
искупается здесь пониманием того, что круг знаний все же непрерывно
растет, а рост мудрости обеспечивается постоянным соотнесением
познанного и непознанного. Философия не только или не столько дает нам
ответы на вопросы, сколько позволяет разумно, грамотно и логично
ставить эти вопросывечные по своей сути и фундаментальные для
человека любого времени.
Объект философии принципиально неограничен, нелокализован, что
дает право соотнести ее с таким же необъятным культурным феноменом
как искусство. «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая
стыда» (А.А. Ахматова). Подобно искусству, философия не стремится к
3
                                 Введение

      В современной философской мысли, как и тысячи лет назад, начиная
с древнеиндийской философии, конечной проблемой и главным предметом
исследования был и остается человек. О том, сколь грандиозна эта задача,
свидетельствуют не только века, но и сама сущность философского
подхода к изучению человека в мире, а мира – в человеке. Такой подход
требует не простого накопления знаний, а обращения к мудрости, в полном
соответствии с этимологией слова «философия». Философия (от «филео»-
любовь, люблю, «софия»- мудрость) не претендует на однозначное
решение своей задачи: на первый план выдвигается не совокупность
полученных результатов, или собственно мудрость, а любовно выверенный
процесс движения к ней.
      Таким образом, философия являет здесь необходимую скромность,
постоянно возвращая нас к знаменитому высказыванию Сократа: «Я знаю
только то, что ничего не знаю». Было ли это признанием собственного
невежества со стороны великого древнегреческого мыслителя, которого
жрецы храма Аполлона в Дельфах назвали «самым мудрым из греков»?
Очевидно, речь здесь шла о бесконечности познавательного процесса,
особенно, если это касается человека, его природы и сущности. «Формула
мудрости» Сократа, представляющая собой отношение того, что мы знаем,
к тому, что мы могли бы, должны были бы знать, ясно показывает, что
результат этой пропорции – неутешительный, т.е. стремится к нулю. Это и
выразил Сократ.
      Через много веков такой, кажущийся, на первый взгляд,
парадоксальным вывод подтвердил английский мыслитель Г. Спенсер. Он
нарисовал два круга, обозначающих комплекс наличествующих знаний у
двух людей: маленький и большой. Второй, как будто, дает основания для
гордости, однако его окружность граничит с гораздо большим количеством
непознанных вопросов и проблем, чем первая – малая – окружность.
      «Чем больше ты знаешь, тем больше ты не знаешь». Проблемы
неудержимо множатся, вызывая в памяти слова библейского Экклезиаста:
«кто умножает познания, тот умножает скорбь». И все же, пессимизм
искупается здесь пониманием того, что круг знаний все же непрерывно
растет, а рост мудрости обеспечивается        постоянным соотнесением
познанного и непознанного. Философия не только или не столько дает нам
ответы на вопросы, сколько позволяет разумно, грамотно и логично
ставить эти вопросы – вечные по своей сути и фундаментальные для
человека любого времени.
      Объект философии принципиально неограничен, нелокализован, что
дает право соотнести ее с таким же необъятным культурным феноменом
как искусство. «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая
стыда» (А.А. Ахматова). Подобно искусству, философия не стремится к

                                                                       3