Смысл жизни человека в философско-антропологическом измерении. Стрелец Ю.Ш. - 5 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

тезисам субъективного идеализма. «В моей руке - яблоко, но что я знаю о
нем?»- говорит представитель такой модели мировидения. Вся информация
об объекте «яблоко» проходит через мои ощущениязрительные,
обонятельные, осязательные и т.д. Кто мне даст гарантии, что мои органы
чувств меня не обманывают? Я точно вижу, что ложечка в стакане с водой
изломана самым невероятным образом»… Вывод, следующий отсюда,
именно «очевиден»: таких гарантий нет, т.е. это именно я, моя физическая
конституция свидетельствует о «яблоке». Возможно, вы видите это
«яблоко» иначе, чем я, и только наша общая культурно-языковая
принадлежность к какой-то традиции позволяет нам договориться о
«яблоке»… или назвать различно отражаемый объект одинаковым
образом».
Различно (принципиально различно) воспринимаемые объекты мы
привыкли (приучены) называть одним понятием. Так обозначается
«мостик» между онтологией и гносеологией, природа которого неизвестна
до сих пор никому.
Существенно важна для человека, далее, аксиологическая
проблематика философии. Ценностью мы называем все, что имеет к нам
отношение, с чем мы, в принципе, способны установить значимые для нас
связи: прямые и опосредованные. Деление ценностей на материальные и
духовные можно считать теоретически преодоленным: не так важно
происхождение ценностей, как их место в структуре нашего жизненного
опыта. Каждая вещь - ценна, нов различной степени, т.е. занимает свое
собственное место в иерархии наших ценностей. Иначе говоря, всякая вещь
должна знать свое место не только в бытовом плане, но и в бытийном:
«Пользуйся вещами, но не люби их…- говорил Блаженный Августин.
Люби Бога, но не пользуйся им».
Основным вектором философствования выступает, на наш взгляд,
антропологическая
проблематика: как цель всего проекта, рисуемого
мировой философией. «Антропос» (человек с греческого)- последняя
«фигура умолчания» даже тех философов, которые пытаются подойти к
миру с квазинаучных позиций, как если бы этот мир исследовался не
земным существом, а, допустим, инопланетянином. В антропологической
проблематике философия возвращается к себе самой, выступая в роли
знаменитого «блудного сына» (Рембрандт; последняя сцена к/ф А.
Тарковского «Солярис»).
Философия, в этом смысле, не что иное как движение к сущности
«человеческого», а такжепопытка соотнести эту сущность с
существованием (экзистенция). Дело в том, что сама философия предстает
в двух обличьях: как вид специализированной деятельности, за которую
философ «получает деньги», и как всеобщий модус мышления (В.С.
Библер), который присущ буквально каждому человеку, задумывающемся
о себе и о своей роли в мире. Так вот в этом, втором значении, философия
5
 тезисам субъективного идеализма. «В моей руке - яблоко, но что я знаю о
нем?»- говорит представитель такой модели мировидения. Вся информация
об объекте «яблоко» проходит через мои ощущения – зрительные,
обонятельные, осязательные и т.д. Кто мне даст гарантии, что мои органы
чувств меня не обманывают? Я точно вижу, что ложечка в стакане с водой
изломана самым невероятным образом»… Вывод, следующий отсюда,
именно «очевиден»: таких гарантий нет, т.е. это именно я, моя физическая
конституция свидетельствует о «яблоке». Возможно, вы видите это
«яблоко» иначе, чем я, и только наша общая культурно-языковая
принадлежность к какой-то традиции позволяет нам договориться о
«яблоке»… или назвать различно отражаемый объект одинаковым
образом».
      Различно (принципиально различно) воспринимаемые объекты мы
привыкли (приучены) называть одним понятием. Так обозначается
«мостик» между онтологией и гносеологией, природа которого неизвестна
до сих пор никому.
      Существенно важна для человека, далее, аксиологическая
проблематика философии. Ценностью мы называем все, что имеет к нам
отношение, с чем мы, в принципе, способны установить значимые для нас
связи: прямые и опосредованные. Деление ценностей на материальные и
духовные можно считать теоретически преодоленным: не так важно
происхождение ценностей, как их место в структуре нашего жизненного
опыта. Каждая вещь - ценна, но – в различной степени, т.е. занимает свое
собственное место в иерархии наших ценностей. Иначе говоря, всякая вещь
должна знать свое место не только в бытовом плане, но и в бытийном:
«Пользуйся вещами, но не люби их…- говорил Блаженный Августин.
Люби Бога, но не пользуйся им».
      Основным вектором философствования выступает, на наш взгляд,
антропологическая проблематика: как цель всего проекта, рисуемого
мировой философией. «Антропос» (человек с греческого)- последняя
«фигура умолчания» даже тех философов, которые пытаются подойти к
миру с квазинаучных позиций, как если бы этот мир исследовался не
земным существом, а, допустим, инопланетянином. В антропологической
проблематике философия возвращается к себе самой, выступая в роли
знаменитого «блудного сына» (Рембрандт; последняя сцена к/ф А.
Тарковского «Солярис»).
      Философия, в этом смысле, не что иное как движение к сущности
«человеческого», а также – попытка соотнести эту сущность с
существованием (экзистенция). Дело в том, что сама философия предстает
в двух обличьях: как вид специализированной деятельности, за которую
философ «получает деньги», и как всеобщий модус мышления (В.С.
Библер), который присущ буквально каждому человеку, задумывающемся
о себе и о своей роли в мире. Так вот в этом, втором значении, философия


                                                                       5