Смысл жизни человека в философско-антропологическом измерении. Стрелец Ю.Ш. - 7 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

выступала не менее ожесточенным образом, чем, борясь с идеализмом
объективного или субъективного вида. «Полный взгляд на вещи»
(Н.В.Гоголь) оказывается столь исполинским, что заставляет относиться к
человеку как звездному небу над нашими головами (И. Кант). В этом
полном ракурсе наших теоретических и практических представлений
антропологическая проблематика охватывает не только философию в
целом, но и культуру, как таковую. Все наши привычные дистинкции
(различения между материальным и духовным, древним и новым,
естественным и искусственным) оказываются просто «детским лепетом на
лужайке». К серьёзным попыткам прояснить человеческое в человеке
можно отнести модельно условное представление о том, что мы называем
человеком.
В западноевропейской традиции это:
1) традиционный христианский взгляд на человека.
2) природный детерминизм.
3) социальный детерминизм.
4) утопически-гуманистический подход к человеку, его сущности и
существованию.
Первая модель
отражает сущность человека, выражаемую его
творческой натурой. Человекэто тварь Божия, или нечто сотворенное, а,
значит, несущее в себе заряд творчества; изначально - это креативное
существо, могущее создавать нечто не бывшее до него. Принципиальным
отличием человека, как создания Бога, от Творца является то, что он
создает нечто из того, что ему предложено. Бог создал мир из ничего
(«…хотя материал все время чувствуется» - П. Валери).
Впервые, по настоящему острым образом, человеку здесь
предложена проблема быть, захотеть быть свободным.
Нам известна марксистская трактовка «свободы», уходящая своими
корнями в представления Демокрита, затем Спинозы: «Свобода есть
осознанная (познанная) необходимость». (Представьте себе человека,
сидящего в тюрьме: он осознает необходимость того, что здесь оказался
Свободен ли он онтологически? Может ли он покинуть стены своей
темницы? Он способен только оценить степень адекватности наказания
тому, что совершил). Таким образом, вышеприведенное определение
относится не к свободе, а к благоразумию. В лучшем случае, – это
гносеологическое определение свободы. Онтологическое измерение
свободы имеет отношение к возможности, способности и праву Выбора.
Отсутствие Выборане свобода, как бы ты к ней ни относился, а рабство
разного вида совершенства.
Итак, традиционная христианская модель человека рассматривает
его, во-первых, как тварное, и, потому, способное к творчеству существо;
во- вторых, как трансцендентно (свыше) патронируемое существо, всегда
7
 выступала не менее ожесточенным образом, чем, борясь с идеализмом
объективного или субъективного вида. «Полный взгляд на вещи»
(Н.В.Гоголь) оказывается столь исполинским, что заставляет относиться к
человеку как звездному небу над нашими головами (И. Кант). В этом
полном ракурсе наших теоретических и практических представлений
антропологическая проблематика охватывает не только философию в
целом, но и культуру, как таковую. Все наши привычные дистинкции
(различения между материальным и духовным, древним и новым,
естественным и искусственным) оказываются просто «детским лепетом на
лужайке». К серьёзным попыткам прояснить человеческое в человеке
можно отнести модельно условное представление о том, что мы называем
человеком.
      В западноевропейской традиции это:
      1) традиционный христианский взгляд на человека.
      2) природный детерминизм.
      3) социальный детерминизм.
      4) утопически-гуманистический подход к человеку, его сущности и
существованию.
      Первая модель отражает сущность человека, выражаемую его
творческой натурой. Человек – это тварь Божия, или нечто сотворенное, а,
значит, несущее в себе заряд творчества; изначально - это креативное
существо, могущее создавать нечто не бывшее до него. Принципиальным
отличием человека, как создания Бога, от Творца является то, что он
создает нечто из того, что ему предложено. Бог создал мир из ничего
(«…хотя материал все время чувствуется» - П. Валери).
      Впервые, по настоящему острым образом, человеку здесь
предложена проблема быть, захотеть быть свободным.
      Нам известна марксистская трактовка «свободы», уходящая своими
корнями в представления Демокрита, затем Спинозы: «Свобода есть
осознанная (познанная) необходимость». (Представьте себе человека,
сидящего в тюрьме: он осознает необходимость того, что здесь оказался…
Свободен ли он онтологически? Может ли он покинуть стены своей
темницы? Он способен только оценить степень адекватности наказания
тому, что совершил). Таким образом, вышеприведенное определение
относится не к свободе, а к благоразумию. В лучшем случае, – это
гносеологическое определение свободы. Онтологическое измерение
свободы имеет отношение к возможности, способности и праву Выбора.
Отсутствие Выбора – не свобода, как бы ты к ней ни относился, а рабство
разного вида совершенства.
      Итак, традиционная христианская модель человека рассматривает
его, во-первых, как тварное, и, потому, способное к творчеству существо;
во- вторых, как трансцендентно (свыше) патронируемое существо, всегда



                                                                       7