Смысл жизни человека в философско-антропологическом измерении. Стрелец Ю.Ш. - 9 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

Возвращаемся к понятию природного детерминизма, или причинной
обусловленности человека со стороны, преимущественно, его природной
сущности. Здесь человекпродукт генетикиЯблоко от яблони»…). И
мало что от него зависит, по существу. Все уже случилось, в том или ином
генетическом ярусе его родства.
В рамках данной парадигмы существует и расизм, и национализм, и
астрология, которая нас все время уверяет в собственных возможностях
нечто изменить в пику звездного расположения. В пользу данного подхода
говорят различные примеры: семейство «хуллигэн», имя которого стало
нарицательным и произведшим на свет в Англии прошлого времени
изрядное количество действительных нарушителей порядка разного уровня
сложности и ответственности. Аргументами «в пользу» природного
детерминизма выступают и положительныене только социально-
приемлемые, но и служащие предметом восхищения - иллюстрации, типа
семейства Бахов.
Альтернативной моделью, к только что предложенной, является
модель, которую можно обозначить как социальный детерминизм
. В
рамках данного подхода человек близок кчистой доске, на которой
пишет свои письмена окружающая действительность или среда. Открыла
данную страницу в персонологии эпоха Просвещения, продолжила
марксистско-ленинская антропология. Человек, по преимуществу,
определяется теми социальными обстоятельствами, факторами, в «плену»
которых пребывает. Сущность человекасовокупность (ансамбль)
общественных отношений. Свою уникальность необходимо либо
постулировать, что невозможно, в рамках данной парадигмы, либо
признать как данность, как аксиому материалистического вида. Человек
здесь оказывается биосоциальным существом: биологическим как
экземпляр рода «хомо сапиенс», и социальнымкак представитель не
только разумного, т.е. мыслящего, но и, главным образом, практического,
производящего существа.
Не менее интересным оказывается другой подход к человеку:
утопическигуманистический
.
Что такое утопизм для современного человека? Нечто не бывшее,
более того, не способное осуществиться. «Утопия» - название
вымышленного острова, в котором государство осуществилось как
понятие, а жители нашли свою сущность (Т. Мор). Хотелось бы
реабилитировать понятие утопизма, которое бесплодно как результат, но
имеет свой собственный смысл как процесс постижения. Такова судьба
всех на свете (и в науке также) предельных представлений: идеального
государства Платона, идеального газа или абсолютно черного тела в
физике. Подобно лишь визуально воспринимаемой линии горизонта, они
имеют не содержательно-конститутивный, а регулятивный характер. Их
значение состоит в том, что человек как исследователь или практикующее
9
       Возвращаемся к понятию природного детерминизма, или причинной
обусловленности человека со стороны, преимущественно, его природной
сущности. Здесь человек – продукт генетики («Яблоко от яблони»…). И
мало что от него зависит, по существу. Все уже случилось, в том или ином
генетическом ярусе его родства.
      В рамках данной парадигмы существует и расизм, и национализм, и
астрология, которая нас все время уверяет в собственных возможностях
нечто изменить в пику звездного расположения. В пользу данного подхода
говорят различные примеры: семейство «хуллигэн», имя которого стало
нарицательным и произведшим на свет в Англии прошлого времени
изрядное количество действительных нарушителей порядка разного уровня
сложности и ответственности. Аргументами «в пользу» природного
детерминизма выступают и положительные – не только социально-
приемлемые, но и служащие предметом восхищения - иллюстрации, типа
семейства Бахов.
     Альтернативной моделью, к только что предложенной, является
модель, которую можно обозначить как социальный детерминизм. В
рамках данного подхода человек близок к – чистой доске, на которой
пишет свои письмена окружающая действительность или среда. Открыла
данную страницу в персонологии эпоха Просвещения, продолжила
марксистско-ленинская антропология. Человек, по преимуществу,
определяется теми социальными обстоятельствами, факторами, в «плену»
которых пребывает. Сущность человека – совокупность (ансамбль)
общественных отношений. Свою уникальность необходимо либо
постулировать, что невозможно, в рамках данной парадигмы, либо
признать как данность, как аксиому материалистического вида. Человек
здесь оказывается биосоциальным существом: биологическим как
экземпляр рода «хомо сапиенс», и социальным – как представитель не
только разумного, т.е. мыслящего, но и, главным образом, практического,
производящего существа.
      Не менее интересным оказывается другой подход к человеку:
утопически – гуманистический.
      Что такое утопизм для современного человека? Нечто не бывшее,
более того, не способное осуществиться. «Утопия» -              название
вымышленного острова, в котором государство осуществилось как
понятие, а жители нашли свою сущность (Т. Мор). Хотелось бы
реабилитировать понятие утопизма, которое бесплодно как результат, но
имеет свой собственный смысл как процесс постижения. Такова судьба
всех на свете (и в науке также) предельных представлений: идеального
государства Платона, идеального газа или абсолютно черного тела в
физике. Подобно лишь визуально воспринимаемой линии горизонта, они
имеют не содержательно-конститутивный, а регулятивный характер. Их
значение состоит в том, что человек как исследователь или практикующее


                                                                       9