Смысл жизни человека в философско-антропологическом измерении. Стрелец Ю.Ш. - 8 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

могущее рассчитывать на помощь со стороны Отца. В третьих, как
существо, обладающее свободой и несущее ответственность за этот Выбор.
Природный детерминизм
связан с представлением о человеке, как, в
принципе «готовом» существе, предложенном самой Природой.
(Интересно, что заглавная буква в обозначении природы призвана наделить
её статусом субстанциичего-то такого, что не порождено никем и ничем,
что является причиной самой себя, или «causа sui», как говорили наши
предшественники. С точки зрения материализма, Природасиноним
материисубстанционализирована всем развитием науки. Спросите
материалиста: кто создал материю? Ответ будет следующим: «сам вопрос
некорректенникто». Таким образом, в основе представления о Природе
лежит положение, не требующее и запрещающее доискиваться до
обоснования, доказательства. В рамках теоретического разума,- признаем
здесь правоту «Критики чистого разума» великого немецкого философа И.
Канта,- это вопрос не решается. В основе и материализма и идеализма, если
мы к ним желаем подойти как «ученые объективного плана», лежат
аксиомы: материя (Природа) не создана никем и ничем. Идея, мировой
разум не порожден также никем и ничем.… В научном отношении эти две
кардинальные мировоззренческие позиции совершенно паритетны, т.е.
равноправны с позиции научной проверяемости).
С точки зрения первой модели, человек не предназначен к добру или
к злу изначально: он должен осмысленно выбрать один из этих путей. В
противовес тому, что нам говорили, например, о средневековой
философии, - это время светлое, связанное с ощущением отцовства, потери
мировоззренческого одиночества. (Представьте себе ребенка,
находящегося в интернате. Он был уверен в том, что никому не нужен и,
вдруг, ему объявляют, что в субботувоскресенье к нему приедут
родители и привезут массу игрушек, а, главное, заберут к себе.… Такое
ощущение найденного ребенка составляет самую суть мироощущения
человека средневековья).
Повторим: человек не оставлен Миром, Творцом, однако должен
сделать кардинальный выбор между «себяи своеволием», между
решимостью остаться в одиночестве (Ф. Ницше) и «мужеством быть» в
совершенно ином качествечеловека - дитя, способного к творчеству и
растущего в этом отношении. Не то, когда речь идет о практическом
разуме: «Я не знаю, как выглядит Бог, или сколько талеров звенит в
кармане его сюртука». Это ноумен, по Канту. Имянераскрываемо
теоретически. Но могу ли я, были ли такие примеры в истории, когда, не
зная сущности Субстанции (материальной или духовной), человек отдавал
всего себя, поднимался на костер за веру или в отрицании ее? Были.
История человечества полна такими примерами. Иначе говоря, то, что
неподвластно теоретическому разуму, подвластно разуму практическому
8
 могущее рассчитывать на помощь со стороны Отца. В третьих, как
существо, обладающее свободой и несущее ответственность за этот Выбор.
      Природный детерминизм связан с представлением о человеке, как, в
принципе «готовом» существе, предложенном самой Природой.
(Интересно, что заглавная буква в обозначении природы призвана наделить
её статусом субстанции – чего-то такого, что не порождено никем и ничем,
что является причиной самой себя, или «causа sui», как говорили наши
предшественники. С точки зрения материализма, Природа – синоним
материи – субстанционализирована всем развитием науки. Спросите
материалиста: кто создал материю? Ответ будет следующим: «сам вопрос
некорректен – никто». Таким образом, в основе представления о Природе
лежит положение, не требующее и запрещающее доискиваться до
обоснования, доказательства. В рамках теоретического разума,- признаем
здесь правоту «Критики чистого разума» великого немецкого философа И.
Канта,- это вопрос не решается. В основе и материализма и идеализма, если
мы к ним желаем подойти как «ученые объективного плана», лежат
аксиомы: материя (Природа) не создана никем и ничем. Идея, мировой
разум не порожден также никем и ничем.… В научном отношении эти две
кардинальные мировоззренческие позиции совершенно паритетны, т.е.
равноправны с позиции научной проверяемости).
      С точки зрения первой модели, человек не предназначен к добру или
к злу изначально: он должен осмысленно выбрать один из этих путей. В
противовес тому, что нам говорили, например, о средневековой
философии, - это время светлое, связанное с ощущением отцовства, потери
мировоззренческого      одиночества.     (Представьте    себе    ребенка,
находящегося в интернате. Он был уверен в том, что никому не нужен и,
вдруг, ему объявляют, что в субботу – воскресенье к нему приедут
родители и привезут массу игрушек, а, главное, заберут к себе.… Такое
ощущение найденного ребенка составляет самую суть мироощущения
человека средневековья).
      Повторим: человек не оставлен Миром, Творцом, однако должен
сделать кардинальный выбор между «себя – и своеволием», между
решимостью остаться в одиночестве (Ф. Ницше) и «мужеством быть» в
совершенно ином качестве – человека - дитя, способного к творчеству и
растущего в этом отношении. Не то, когда речь идет о практическом
разуме: «Я не знаю, как выглядит Бог, или сколько талеров звенит в
кармане его сюртука». Это ноумен, по Канту. Имя – нераскрываемо
теоретически. Но могу ли я, были ли такие примеры в истории, когда, не
зная сущности Субстанции (материальной или духовной), человек отдавал
всего себя, поднимался на костер за веру или в отрицании ее? Были.
История человечества полна такими примерами. Иначе говоря, то, что
неподвластно теоретическому разуму, подвластно разуму практическому…



8