Смысл жизни человека в философско-антропологическом измерении. Стрелец Ю.Ш. - 4 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

однозначной интерпретации мира, к одной какой-то единственной модели
бытия мира и человека. Эта особенность философии существенно отличает
ее от естествознания, от науки, трактуемый именно в этом смысле. Знания,
вырабатываемые философами, отражают не только эпоху, а также,
популярные в определенные время проблемы, стоящие перед
человечеством, что мы наблюдаем и в отношении науки. Философия
предлагает субъективированное (не путать с «субъективным») знание, в
отличие от объективированной научной информации (не тождественной
«объективной). Дело в том, что модели философии отражают внутренний
мир исследователя, его мировоззрение, жизненные (социально-
политические, экономические, эстетические, религиозные, этические и т.д.)
позиции. Эти модели не скрывают «жизненной ангажированности»
философа: с одной стороны, стремящегося к логической точности в
использовании понятий и методов исследования (общность с наукой), а, с
другой стороны, избегающего унификации своих представлений, потери
оригинального лица и способа осмысления действительности. В этом
плане, философия - не наука, но теория миро- и человекоустройства,
которая прошла через призму интересов, потребностей человека, через его
душу в целом. Здесь становится очевидным тот факт, что всякое, например,
различение философии и психологии (как науки о душе) – искусственно.
Проблематическая и методическая самостоятельность этих
фундаментальных подходов к человеку не должна заслонять от нас общего
корня, из которого они вырастают. Паритетность, т.е. культурно-
методологическая равноправность данных отраслей культуры,
обеспечивается, с одной стороны, историческим старшинством философии,
а с другой стороны, концентрацией внимания психологии на человеке, по
преимуществу. (Если, конечно, психология не ограничивает сама себя не
столь существенными для ее понятия предметами изучения, типа «порогов
ощущения» и тому подобными физиологическими аспектами
человеческого существа и существования). Философия «подбирается» к
человеку не напрямую: она выстраивает огромную иерархию проблем и
методов их исследования.
Выделяют обычно, следующие блоки или разделы философских
проблем.
Во-первых
, это онтология, или учение о том, чтоَ есть мир, как
таковой, чтоَ есть вещи мира, каково их происхождение, связи и
отношения. Это, так сказать, весь фактический компендий, совокупность
того, по отношению к чему человек хочет и должен определить самого
себя. «А мирне я» (Даниил Хармс).
Второй
блок философских проблем относится к гносеологии-
возможности и действительности человеческого познания себя и мира.
Возможно ли такое познание или это только иллюзия? Мир-это «Майя»,
призрак, согласно основным, например, буддистским представлениям или
4
 однозначной интерпретации мира, к одной какой-то единственной модели
бытия мира и человека. Эта особенность философии существенно отличает
ее от естествознания, от науки, трактуемый именно в этом смысле. Знания,
вырабатываемые философами, отражают не только эпоху, а также,
популярные в определенные время проблемы, стоящие перед
человечеством, что мы наблюдаем и в отношении науки. Философия
предлагает субъективированное (не путать с «субъективным») знание, в
отличие от объективированной научной информации (не тождественной
«объективной). Дело в том, что модели философии отражают внутренний
мир исследователя, его мировоззрение,           жизненные (социально-
политические, экономические, эстетические, религиозные, этические и т.д.)
позиции. Эти модели не скрывают «жизненной ангажированности»
философа: с одной стороны, стремящегося к логической точности в
использовании понятий и методов исследования (общность с наукой), а, с
другой стороны, избегающего унификации своих представлений, потери
оригинального лица и способа осмысления действительности. В этом
плане, философия - не наука, но теория миро- и человекоустройства,
которая прошла через призму интересов, потребностей человека, через его
душу в целом. Здесь становится очевидным тот факт, что всякое, например,
различение философии и психологии (как науки о душе) – искусственно.
Проблематическая       и     методическая     самостоятельность     этих
фундаментальных подходов к человеку не должна заслонять от нас общего
корня, из которого они вырастают. Паритетность, т.е. культурно-
методологическая      равноправность    данных    отраслей     культуры,
обеспечивается, с одной стороны, историческим старшинством философии,
а с другой стороны, концентрацией внимания психологии на человеке, по
преимуществу. (Если, конечно, психология не ограничивает сама себя не
столь существенными для ее понятия предметами изучения, типа «порогов
ощущения»      и    тому    подобными     физиологическими     аспектами
человеческого существа и существования). Философия «подбирается» к
человеку не напрямую: она выстраивает огромную иерархию проблем и
методов их исследования.
      Выделяют обычно, следующие блоки или разделы философских
проблем.
      Во-первых, это онтология, или учение о том, чтоَ есть мир, как
таковой, чтоَ есть вещи мира, каково их происхождение, связи и
отношения. Это, так сказать, весь фактический компендий, совокупность
того, по отношению к чему человек хочет и должен определить самого
себя. «А мир –не я» (Даниил Хармс).
      Второй блок философских проблем относится к гносеологии-
возможности и действительности человеческого познания себя и мира.
Возможно ли такое познание или это только иллюзия? Мир-это «Майя»,
призрак, согласно основным, например, буддистским представлениям или


4