Основы эстетики. Часть 2. Сычева С.Г. - 4 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

Раздел I
ЭСТЕТИКА ЕВРОПЕЙСКОГО МОДЕРНИЗМА
1.1. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ А. ШОПЕНГАУЭРА
1.1.1. Вехи жизни и творчества
Артур Шопенгауэр родился 22 февраля 1778 г. в Данциге (Гданьске).
Отец его был коммерсантом. С 1793 по 1797 г. он жил в Гамбурге и учился
в местном училище, после чего в течение нескольких лет он продолжал уче-
бу во Франции и Англии. В 1803 г. отец Артура развелся с женой, а спустя
два года покончил жизнь самоубийством. Вдова вела жизнерадостную, весе-
лую жизнь, занимаясь в основном своей особой. Это привело к полному раз-
рыву с ней сына в 1814 г., тем не менее, она оказала большое влияние на ду-
ховное развитие Шопенгауэра. Она создала условия для изучения Артуром
древних языков, познакомила его с Г. Гете, Ф. Шеллингом и другими знаме-
нитостями.
В 1809 г. Шопенгауэр начинает учиться в Геттингенском, а с 1818 г.
в Берлинском университете. Он слушает лекции Фихте, читает Шеллинга.
Знакомится с теорией вторичных качеств Д. Локка, изучает Платона и Канта.
В 1813 г. защищает докторскую диссертацию в Иенском университете. Затем
четыре года пишет в Дрездене книгу «Мир как воля и представление».
Это главный труд Шопенгауэра. Он долгое время не приносил ему
известности. Лекции, читаемые им в Берлине, посещались всего лишь десят-
ком человек. Только в конце жизни к философу пришла слава.
Б.В. Мееровский, И.С. Нарский пишут: «В немецких университетах
стали читать лекции о его философской системе, а его дом стал объектом па-
ломничества. Шопенгауэр с полным правом сказал: “Закат моей жизни стал
зарей моей славы”»
1
. Шопенгауэр умер 21 сентября 1860 г. от пневмонии.
Шопенгауэр пессимист. Если основные тезисы Лейбница утвержда-
ли, что существует множество миров, мы живем в лучшем из миров и все
к лучшему в этом лучшем из миров, то Шопенгауэр заявил прямо противопо-
ложное: «наш мир – наихудший из всех возможных миров»
2
. Таков основной
мотив его философии и эстетики.
1.1.2. Учение о гении
Гениальность есть способность души созерцать идеи Платона, счита-
ет Шопенгауэр. Поэтому сущность гениальности заключается в развитии со-
зерцательного познания.
1
Мееровский Б.В., Нарский И.С. Философия мировой воли и скорби // Шопенгауэр А.
О четверояком корне… Мир как воля и представление. Т. 1. Критика кантовской фило-
софии. – М.: Наука, 1993. – С. 636.
2
Там же. – С. 636.
4