Основы эстетики. Часть 2. Сычева С.Г. - 5 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

В чем разница между гением и талантом? Талант отличают быстрота
и правильность мышления, тогда как мышление гения идет вглубь и видит
иной мир – мир сущностей. Гений видит мир чистым, отчетливым, объектив-
ным. Первоначально способность познания служит воле. Однако у людей
в высшей степени одаренных она перерастает потребность служения воле.
Шопенгауэр утверждает, что избыток интеллекта направлен на «постижение
всеобщего в бытии» и тем самым он служит всему человечеству так же, как
обычный интеллект «служит отдельному человеку». Шопенгауэр пишет:
«если обычный человек состоит из 2/3 воли и 1/3 интеллекта, то гений из
2/3 интеллекта и 1/3 воли»
1
.
Поскольку сущность гениальности состоит в созерцательности, то ярче
и чище всего, а также скорее всего гениальность проявляется в созерцатель-
ных видах искусства: в живописи и в скульптуре. В других видах искусства
движение гениальности затруднено, однако тоже имеет место.
Философ делает важную ремарку: созерцание нельзя представлять как
только чувственный процесс, как получение представления через органы
чувств: слух, зрение и т. п. Это еще и процесс интеллектуальный. Только со-
зерцание показывает истинную природу вещей. Причем имеется в виду не со-
зерцание при помощи абстрактных понятий, которые только обедняют содер-
жание мысли. Это созерцание в форме образов. Гений отличается от обыч-
ных людей тем, что мыслит образами, тогда как все остальные понятиями.
Сделаем отступление в целях разъяснения этих мыслей Шопенгауэра.
В мире правит иррациональная и слепая воля. И только в искусстве
и познании представление обретает относительную самостоятельность и сво-
боду от иррациональных сил. Шопенгауэр утверждает, что интеллект в
основном служит воле, но обретает в искусстве «короткий час свободы».
Представление, взявшее верх над волей, познает вещи в их сущности, т. е.,
точнее, идеи в платоновском смысле, «пребывающие, неизменные, независи-
мые от временного существования отдельных вещей образы, которые и со-
ставляют чисто объективное в явлениях»
2
. Любопытно, что в отличие от Пла-
тона, Шопенгауэр рассматривает идею не как сущность вещи, а как ее явле-
ние, ибо она принадлежит миру представления (миру явлений), а не миру
воли (миру сущностей). При этом мир явлений дает нам объективное, незави-
сящее от нашей воли знание, тогда как мир сущностей, воли дает нам знание
субъективное. Объективный образ представления это эмпирическая, взятая
во времени идея Платона.
Познание только тогда дает чистое представление о мире, когда полно-
стью отходит от воли. Акт художественного или научного творчества поэто-
му не должен являться актом воли и зависеть от нашего желания. Воля это
область осознания нашего Я, тогда как представление сфера осознания
внешних, объективных вещей. Созерцательность внешнего познания тем
1
Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. – М.: Наука, 1993. – Т. 2. – С. 410.
2
Там же. – С. 399–400.
5