ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
2. Вода, ранее почитавшаяся людьми как определяющий фактор жизни, становится темой, требующей своего зримого
выражения. Ярко эта тема представлена в культовой архитектуре.
Движение вод во Вселенной, особенно их движение снизу вверх, изображается в виде извивающихся струй, змей, змее-
ногих богинь, завитков пара, постоянно наблюдаемых в повседневной жизни. Это наблюдение позволяет рассмотреть в ас-
пекте архаических представлений о движении мировых вод столь сложную и многообразную архитектурную форму как во-
люта.
В классическом древнегреческом алтаре волюта простирается в непривычном для нас «опрокинутом» виде. Ее завитки
скручены кверху. В этом смысле волюта на жертвеннике с ее загнутыми краями представляется небесным сосудом. Подъем
воды происходит вне системы мироздания, в некоем внешнем по отношению к нему пространстве. Развернутая вниз волюта
служит здесь каналом для циркуляции вод. В ионической капители завитки волюты опущены вниз, поэтому они могут раз-
вернуться по небосводу по направлению к земле, к тому же Океану. В развернутом виде они могли бы выглядеть каналами,
по которым земные воды всасываются в чашу небесных вод. Такая версия подтверждается двумя особенностями устройства
самой волюты. Во-первых, сама волюта из-за ее поперечного профиля: две плоские кромки и желобок между ними – выгля-
дит как продольное сечение по каналу. Во-вторых, нижняя, лежащая на эхине кромка волюты чаще всего прогнута и образу-
ет углубление, соотносящееся с чашей небесных вод. На эту же сакральную функцию указывает и расположение волюты над
эхином – священным сосудом, небесным сосудом. Похожую картину развертывания завитков от чаши небесных вод к земле
мы наблюдаем на колоннах пещерных храмов Индии.
Если предположить, что каннелюры колонны представляют вертикальное истечение небесных вод на землю, то можно
сказать, что ионическая колонна дает полную картину круговорота воды в природе: подъем воды наверх, в чашу небесных
вод, по каналам волюты и истечение ее вниз струями дождя по каналам каннелюр.
Третьим, принципиально отличным типом волюты является «вертикальная» волюта, известная нам по персидской тра-
диции. В ападане дворца в Персеполе две двойные волюты расположены вертикально, по четырем сторонам круглой колон-
ны. Если предположить, что каждая колонна ападаны играла роль центрального мирового столпа, то потенциальное развер-
тывание всех волют (2 × 4) даст систему восьмеричной (вечной) связи между небом и землей.
Четвертый из основных типов волюты – волюта, концы которой скручены в разные стороны в форме латинской буквы
S. Наиболее активно такая волюта развертывается в вертикальном положении, указывая на активную связь небесного и зем-
ного миров. На фасадах зданий она обычно соотносится с активной тенденцией разрыва границы небосвода: горизонтально-
го карниза, арки, свода, купола и прямого проникновения архитектурного пространства и формы в небесный мир. В истории
европейской архитектуры эта тенденция получила название «барокко».
Как архитектурная деталь такая волюта чаше всего применялась и качестве кронштейнов, а также для оформления зам-
кового камня арок.
Индия. Волюта пещерного храма Рим. Арка Тита. Замковый камень
Романский подсвечник Ваза. Античное надгробие
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 38
- 39
- 40
- 41
- 42
- …
- следующая ›
- последняя »