Философия архитектуры. Терехова Г.Л. - 41 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

Подобные волютные «кронштейны» возникли в архитектуре в позднее время. Но если рассмотреть их с известных по-
зицийс позиций представления круговорота воды в природе, то нетрудно заметить общность их профиля и характера ри-
сунка с волютоподобными завитками индийских храмовых капителей и декоративных кронштейнов, фланкирующих порта-
лы непальских храмов. Все они активным изгибом устремляются кверху и своими верхними концами так или иначе завора-
чиваются вовнутрь, в чашу небесных вод, чем бы она ни была представлена: замковым камнем арки, горизонтальной пере-
мычкой над порталом или чашей в системе колонны.
Портал индуистского храма обрамляется фигурами великих речных богинь Ганги и Джамны, а на «кронштейнах» пор-
тала непальского храма те же богини в своем небесном змеином обличье устремляются вместе с водой обратно на небо. По-
этому вариацию волюты можно увидеть в «кронштейне», в пластично изогнутой женской фигуре, под перемычкой ворот
ступы в Санчи.
По архитектурным деталям можно восстановить некоторые архаические представления о круговороте воды в природе,
который для наших предков во многом определял механизм функционирования всего мироздания. Можно констатировать,
что в этом мироздании небесные воды поступали в поднебесный мир черед зенитный клапан в небосводе, а оттуда распро-
странялись в поднебесье тучами, изливающимися благодатным дождем. Судя по структуре рассмотренного тимпана храмо-
вого портала, древние полагали, что земные воды устремляются обратно на небо по внешней стороне небосвода или в его
толще.
В этом механизме присутствуют две важнейшие точки: перваяв основании небосвода, втораяв его зените. Обе точ-
ки отмечены в архитектурном декоре изображениями сверхъестественных существ. Первое существо представлено в индий-
ской традиции драконом Макара, который забрасывает клубящиеся как пар земные воды наверх, на небо, в чашу земных
вод. Второе существо представлено в целом ряде традиций как уста славы (Киртимукха). Оно занимает ключевое положение
во всей системе: всасывает поднявшиеся наверх земные воды в небесную чашу, а в ряде случаев и направляет небесные воды
обратно на землю.
3. Для древних было очевидно: основа всякой жизни, определяющая само время жизни, – вода поступала сверху. На-
встречу воде вертикально вверх развивалась жизнь: растительность устремлялась вверх, расцветала и опадала, человек в
процессе своей жизни рос вверх, а затем, так же как и растение, горбился, иссыхал и уходил в землю. Естественным протес-
том против этого непреложного факта, попыткой выделить себя из всего живого стала кремацияогненное вознесение к
истокам реки времени, шанс на новое прохождение времени жизни сверху, от его небесных истоков.
Вертикальная ось времени задается самим мирозданием сверху вниз: от небытия через творение к бытию, от чаши не-
бесных вод через мировой узел к поднебесному миру. В единичном виде эта картина представлена в классическом буддий-
ском ступе. По мере развития буддийской доктрины представления об истории создания Вселенной усложнялись. В развер-
нутых ярусных ступах мироздание в разных ипостасях, на разных стадиях своего становления представлено многократно.
Здесь налицо вертикальное онтологическое направление времени истории сверху вниз.
Противоположное направление снизу вверх, которое мы определили как гносеологическое, предстает как обратный
путь человека во времени: снизу вверх к первоначалу истории, к истокам творения мироздания.
В буддийской архитектурной традиции вертикальная ось времени представлена наиболее выраженно. Вертикальное
устремление, и особенно ярусное построение храма есть не только устремление к небу, к божеству, но и устремление к исто-
кам времени, к началу мироздания. Этот путь утверждается самим онтологическим развертыванием храма сверху вниз: от
золотого шара, семени, бутона, мирового зародыша до реального земного мира во всем его богатстве.
Но не во всех известных нам традициях храм развивался по откровенно ярусной схеме. В классических храмах Антич-
ной Греции такой очевидности не наблюдается. Поэтому они представляют особый интерес.
По общему признанию, наиболее древней ордерной системой Античной Греции является дорическая. К целой группе
дорических храмов традиционно применяется термин «архаические». Он по целому ряду признаков фиксирует относитель-
ную стадиальную архаику самого дорического ордера. Важнейшим из этих признаков для нас выступает отсутствие базы у
дорической колонны.
Дорическая колонна состоит из каннелированного ствола и капители. В месте их соединения образуется шейка колон-
ны, сверху ограниченная так называемыми ремешками, а снизу горизонтальными прорезями в стволе колонны. Капитель
состоит из квадратного в плане абака, круглого эхина и ремешков. Применительно к системе архаического мироздания наи-
более понятной для нас частью капители выступает эхин.
Естественно предположить, что эхин, вознесенный кверху стволом колонны, представляет в системе ордера чашу не-
бесных вод. С этой точки зрения эхинвсего лишь частный случай общей архитектурной темы «вознесения чаши» на стол-
пе. Изначальная форма эхина в архаических храмахформа плоской чаши с округлым профилем. Эта форма по сути тожде-
ственна форме чаши лотосного алтаря в индуистской и буддийской традиции.
В античном ордере эхин представляет чашу небесных вод, а каннелюры потоки воды-времени, устремленные вниз, на
землю.
Тема лотосной чаши получила самое широкое распространение в Южной, Центральной, Юго-Восточной и Восточной
Азии. Эхин выступает как стадиально более поздний вариант лотосной алтарной чаши, как чаша, вознесенная на столп. По
мере распространения в мировой архитектуре ордерной традиции эхин стал глобальным явлением. Коренящееся в бессозна-
тельном культуры архаическое представление о чаше небесных вод обусловило его естественное восприятие при соприкос-
новении темы ордера с индийской традицией от эпохи Александра Македонского до Викторианской эпохи.
Слово эхин (греч. – «exinos») означает буквально «морской еж», раковина которого использовалась как сосуд в риту-
альных целях. В судебном ритуале такой сосуд служил для хранения документов до суда, то есть до установления оконча-
тельной истины. Сакральный аспект хранения человеческих обязательств «до судного дня» здесь очевиден.