ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
Но потребность в небесном свете, исходящем из зенита купола-небосвода, оставалась неизменной. С течением времени
купол вознесся на высокий барабан со световыми проемами. Он повис над световым поясом барабана и зрительно вывернул-
ся, превратился в чашу, в небесную сферу, в нижнем зраке которой, в люнете купола утвердился Пантократор. В западноев-
ропейской традиции, начиная с эпохи Ренессанса, над зенитом купола воздвигается световой фонарь.
В цилиндрическом своде, в конструкции арки, представляющей «разрез» по небосводу, мировой узел предъявлен клин-
чатым замковым камнем, который сам по себе буквально изображает небесный клапан, затычку небосвода и одновременно
указывает на расширяющееся кверху пространство чаши небесных вод. Сам термин замок прямо указывает на его ключевую
роль, на замыкание им небесных врат, границы между двумя мирами. Изъятие замкового камня влечет за собой обрушение
всего свода, что в принципе эквивалентно изъятию центра мира и мировой катастрофе, низвержению небесных вод на зем-
лю. Сакральное значение замкового камня часто подчеркивается звериным ликом с разверстой пастью.
В целом ряде традиций арка имеет килевидную форму. В русской традиции арка вытягивается вверх всей толщиной своего
профиля. Обычно этот феномен связывают с общим устремлением вверх, к небу, к богу. С позиций конструирования миро-
здания сверху, от бога арка обретает развитие из верхней точки. Над этой верхней точкой часто возникает фигура, близкая
по своей форме к рогатому алтарю, к хармике или к кольцевому обхвату, над которым отмечается мотив небесной чаши с
вырастающими из нее вверх сакральными изображениями чаши, цветка, креста. В буддийской традиции над хармикой ступы
возникают уже известные нам ярусные зонты, в индуистской традиции – та или иная форма процветшей чаши небесных вод
как развернутый на все четыре стороны цветок.
Португалия. Монастырь Баталия Индия. Карли. Пещерный храм
Через небесный клапан вода проникает под небосвод и падает вниз каплями дождя. Если небосвод представлен плоским
кровом, как на храмовом портале из Варангала, то капли еще не пролившегося дождя распределяются на нем, как капельки
конденсата на потолке в бане. Такие же капельки, но только другой – конической формы, очень близкой к форме капли в
момент ее отрыва от потолка, мы наблюдаем под фризовым поясом античных храмов и на мутулах под их карнизами. Выре-
занные из дерева плоские конические капельки подвешены и под карнизом непальского храма, и под оконными наличника-
ми северных русских изб.
На том же храмовом портале из Варангала, в верхнем его ярусе, небосвод представлен как плоский купол, с которого
ниспадают струи дождя с массивными каплями на концах. Под живительными струями муссонного ливня в ликующем танце
сошлись главные боги индуизма: Шива, Брахма и Вишну. Такая «дождевая гирлянда» в виде самостоятельной архитектур-
ной формы широко распространена вплоть до нашего времени в портиках храмов мандапа северо-западной Индии. Дожде-
вую каплю, называемой «гирькой», можно увидеть в готических соборах, во владимирских и суздальских храмах.
Россия. Церковь в селе Варзуга Россия. Церковь в селе Шуя
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 37
- 38
- 39
- 40
- 41
- …
- следующая ›
- последняя »