ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
темы – линия столба-молнии. Краткое и недвусмысленное утверждение Шатапатха брахманы развертывается в архитектуре
народов, соотносимых с индоевропейской языковой общностью, необычайным богатством форм и интерпретаций.
Возвращаясь к теме жертвенного столб юпы, можно отметить, что его структура троична: раскрытая кверху полусфера
небесной чаши, сферический центр – мировой узел и полусфера небосвода. Особо важна принадлежность юпы верховному
божеству, одной из важнейших функций которого вместе с функцией подачи дождя изначально была функция громовержца.
В этом качестве юпа оказывается не только сугубо функциональным жертвенным столбом и моделью мироздания, но и ат-
рибутом громовержца: громовой дубиной, молнией.
У славянского бога грозы и боевой дружины Перуна главным атрибутом была каменная дубина. Веретенообразные
окаменелости ископаемых моллюсков, известные в поздней славянской традиции как «чертов палец», в древности именова-
лись «перуновы стрелы». В православном христианском сознании атрибут старого бога Перуна не мог не стать принадлеж-
ностью подземной, адской силы. Статуэтка Зевса, мечущего молнию (Додона, V в. до н.э.), предъявляет именно такой вере-
тенообразный каменный снаряд – перун Зевса.
Греция. Статуэтка из Дадоны.
Зевс мечет перун
Греция. Ваджра – громовое оружие
ведического Индры
Для исполнения функции громовержца Перун наделялся громовой дубиной, Зевс и Юпитер – Перуном, ведический бог
Индра – ваджрой. В ведическом варианте, в роли боевого атрибута бога Индры, ваджра имел общепринятую трехчастную
структуру: сферическое ядро, по обе стороны от него два кольца-чаши, из центра которых вырастали четыре стреловидные
острия.
Ваджра и по сей день – один из самых распространенных атрибутов культа в самых разных течениях буддизма Махая-
ны. В буддийской традиции ваджра имеет те же восемь острых зубцов, согнутых по четыре в форму бутона по обе стороны
от ядра. В этом «мирном» варианте ваджра в вертикальном положении утверждает единство и гармонию всех трех частей
Вселенной. Таким он изображается на фасадах буддийских алтарей. Но главное почитание обращено к ваджре, лежащему на
лотосном алтаре.
Можно предположить, что задолго до возникновения буддизма, еще у ведических ариев культ горизонтально лежащего
ваджры использовался для утверждения мира между людьми. Ведический бог Митра, будучи посредником между владыкой
небесных вод Варуной и людьми, в земной жизни, видимо, фигурировал как божество мира и согласия между соседними
племенами. В эпоху эллинизма и Древнего Рима, когда торговое и культурное общение народов было особенно активным,
культ Митры был распространен от Китая до Пиренейского полуострова. В православной традиции эквивалентом Митры
стал святой Димитрий Солунский. На Руси, где обиходный вариант имени Димитрий звучит как Митрий, он почитался как
миротворец и миро-точец (источающий миро).
Ваджра по своей структуре тождественен юпе. Такое структурное соответствие делает понятным необычайную, вселен-
скую мощь этого мифологического оружия. Ваджра оказывается вариантом мироздания, маленькой моделью Вселенной,
воплощенной в оружие, способное в решающее мгновение борьбы между «старыми» и «новыми» богами разрушить старый,
«неправильный» мир и тут же развернуться в новую, «правильную» Вселенную, владычество над которой обретают боги,
владельцы этого оружия.
Результатом этой решающей битвы становится смена богов. Борьба идет за владычество над источником жизни Все-
ленной, за право управления ею посредством подачи на землю небесных вод, за центр управления миром. Индра бьется со
змееногим Вритрой, Зевс с Тифоном, Тор и Перун со Змием, Мардук с Тиамат. Каждый из них в решающий момент сраже-
ния применяет оружие, способное сокрушить старый мир и воссоздать новый. Новые антропоморфные боги побеждают ста-
рых змееподобных владык небесной бездны, низвергают их в нижний, подземный и подводный мир и освобождают на благо
людей небесные воды.
В эпохи революций или религиозного подъема, в периоды ожидания нового, справедливого устройства жизни в архи-
тектуре возникают рецидивы архаического представления о мировом яйце – сферические купола или даже целые здания. В
тридцатые годы XX в. творческий импульс, связанный с осознанием исторического значения открытия Америки, Нового
Света, нового мира, вызвал к жизни проект памятника Колумбу Константина Мельникова. Символ вновь открытого мира
представлен архитектором как современный вариант архаического мироздания, как крылатый ваджра.
В итоге можно констатировать, что общекультурная установка на освоение наследия отнюдь не ограничивается офици-
ально декларируемыми адресами для подражания. Она может проникнуть в значительно более глубокие пласты бессозна-
тельного культуры и возродить архаические мотивы, появление которых кажется на первый взгляд необъяснимым. Меха-
низм культурного «резонанса», вызывающий появление в современной архитектуре того или иного архаического мотива,
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 35
- 36
- 37
- 38
- 39
- …
- следующая ›
- последняя »