Философия архитектуры. Терехова Г.Л. - 35 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

ками культуры. Последняя четверть XX в. проходила под знаком широкого научного интереса к дохристианскому, языче-
скому наследию Древней Руси, к памятникам археологии, этнографии, литературы, фольклора, к мифологическим текстам.
Общая установка, проникнув в бессознательное культуры, достигла ее глубинных архаичных пластов и вызвала рецидивы
возникновения тех форм, которые в период принятия христианства и становления древнерусского каменного храма стади-
ально были уже пройдены и в реальной архитектуре, во всяком случае, в сохранившихся ее памятниках просто не фигуриро-
вали.
Столб как единичное явление фиксирует в пространстве жизнедеятельности мировую ось. Так же, как и в алтаре, и в
нем на определенной стадии развития проявляется конструкция Вселенной. В Непале, где до нашего времени сохранились
некоторые ведические традиции, в середине лета, перед самым приходом муссонных дождей, отмечается общенациональ-
ный праздник. В этот день по городу возят колесницу с гигантским сплетенным из бамбука и
зеленых ветвей столбом повелителя грозы Индры. Столб зримо соединяет небо с землей и при-
зывает владыку туч Индру излить на высохшую землю благодатный сезонный дождь.
Колесница, на которой возят столп, уподоблена алтарю-храму. Сам столп по своей струк-
туре подобен храму-шикхара, храму-столпу. В его завершении присутствуют и мировой узел, и
чаша небесных вод. Соединение неба и земли происходит не просто через видимый всеми
столб, но через столб, уподобленный Вселенной и потому обладающий некоей силой воздейст-
вия на саму Вселенную, на механизм ее функционирования, в данном случаена механизм
излияния живительного дождя.
2. На знаменитых колоннах царя Ашоки (III в. до н.э.) так же, как позднее в колоннах
буддийских пещерных чайтья, мироздание представлено в их завершении. Колокол соотносит-
ся с небосводом, квадратный плинтс центром Вселенной, с хармикой, ступенчатый «абака» –
с чашей небесных вод, в которой помещены божественные изображения или символы.
В Непале на вершинах колонн, стоящих на главных площадях городов, в лотосной чаше
небесных вод помещаются изображения царей и небесной птицы, ваханы (носителя) Вишну
Гаруды. В Риме на колонне Траяна в чаше небесных вод, представленной сосудом эхином с
иониками и квадратной абакой, установлена статуя божественного императора.
В Санкт-Петербурге над Александровской колонной над капителью-чашей, подобной капители
колонны Траяна, вознесен ангел с крестом.
Если обратиться к многочисленным изображениям христианских святых-столпников, то нетрудно заметить, что все они
помещены в чашу, установленную на вершине столпа. В этих изображениях акт подвижничества, опыт «подъема» к богу и
отречения от всего земного представляется как совмещение реального стояния на столпе и итоговой канонизации, «дости-
жения бога», «сидения» в небесной чаше. Вознесенными в чаше представляются и Богоматерь, и святые в современной ре-
лигиозной живописи.
Для средневекового христианства спасение во Христе, в боге через посмертное вознесение души на небо являлось на-
сущнейшей необходимостью. Многочисленные изображения «Царствующего града», будь то Небесный Иерусалим или его
земные воплощения Иерусалим и Константинополь, изобилуют башнями, завершенными «зубчатыми» чашами. В этих воз-
несенных чашах часто помещены самые сакральные предметы: золотой купол-яйцо, крест, храм. Важнейшие атрибуты куль-
та: сионы и кадилапредставляют небесный храм, помещенный в небесную чашу.
В реальной средневековой архитектуре мы постоянно сталкиваемся с расширяющимся завершением башен. Обычно та-
кое завершение объясняют оборонительной функцией: устройством дозорных и боевых площадок, навесных бойниц, необ-
ходимых для обстрела основания стен и башен из луков и арбалетов, устройством сливов для кипятка, смолы или расплав-
ленного свинца. Но это не единственное из возможных объяснений.
Новгород. Церковь Спаса на Ильине.
Святой столпник в чаше небесных вод
Соловецкий монастырь.
Спасо-Преображенский Собор
Россия. Успенский Собор.
Колонны аркатурного
пояса