Философия архитектуры. Терехова Г.Л. - 34 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

мировой зародыш, и системы, в которой смысловым ядром выступает утвержденный на земле хармиканебесная тверды-
ня божества.
В заключение можно отметить, что при устремлении (обозрении) снизу вверх указывается «гносеологический» путь от
восприятия (видения) всего богатства форм земной жизни к постижению Абсолюта. При нисхождении сверху вниз пред-
ставляется поэтапное «онтологическое» становление Абсолюта в земном бытии.
Тема 6
ТЕМА СТОЛПА
1. Столп как мировая ось Вселенной.
2. Архитектурная реализация вознесения чаши на столпе.
3. Столп-молния как выражение символической божественной защиты.
1. При исследовании проявления архаических представлений в архитектуре различных традиций и исторических эпох
реконструируется архаическое миро-здание. Оно предстает перед нами не как распространенное в современной науке описа-
ние отдельных характеристик или свойств модели мира. Это отчетливо выраженная, наглядная пространственная конструк-
ция, архитектонический вариант архаической модели Вселенной. На нем можно рассматривать свойства Вселенной и меха-
низм ее функционирования. Введение этой модели мироздания в исследование архитектуры позволяет объяснить смысл це-
лого ряда закономерностей формирования общей структуры и отдельных деталей алтарей, ступ, храмов, определить общие
для всех них принципы пространственного развертывания.
Реконструированное мироздание оказывается наиболее развернутой формой в ряду известных моделей Вселенной, та-
ких, как мировое яйцо, мировая гора, мировой столп, мировое древо. Оно не просто объясняет их собственную структуру, но
и позволяет выстроить их все в единую систему стадиального развития представлений о конструкции Вселенной, запечат-
ленных в памятниках архитектуры, искусства, культа, в письменных и устных текстах.
Эта модель мироздания позволяет раскрыть морфологическое и смысловое богатство архитектурного опыта.
Столбиздревле неотъемлемая принадлежность каждой архитектурной традиции. «Возвышайся, о дерево, на поверх-
ности земли! Воздвигаемое прекрасным воздвиганием, придай блеск отвозящему жертву!» – эти
строки из древнейшего индийского источника «Ригведы» посвящены идее столпа. Соз-
данная в Античной Греции столбовая опорная система – «ордер» – оказывает огромное
влияние на мировую архитектуру вплоть до нашего времени.
Жертвенный столб первоначально был просто столбом для привязи жертвенного жи-
вотного. Как сопровождение алтаря и непременная принадлежность архаического святи-
лища, он известен у многих индоевропейских народов. Его пространственная структура
наиболее ярко представлена в столбах каменной ограды ступы 2 в Санчи. Три важней-
шие части мироздания представлены на нем в рельефе. Чаша небесных вод показана «в
разрезе» как полукруг с неотъемлемой своей принадлежностьюцветком лотоса. Центр
Вселенной изображен в виде круга. Внутри него солярный цветок или другие символы и
изображения божества. Поднебесный мир показан в виде полукруглого купола, под кото-
рым помещено изображение мангуста (скр. – «накула») – символа плодовитости и богат-
ства.
В ведической традиции такой жертвенный столб называется «юпа». Этимология это-
го слова очевидно восходит к имени верховного общеиндоевропейского божества Дьяус-
пита (Небо-отец)
и является своего рода аббревиатурой по аналогии с латинским Ю-патер,
Дий-патер, Зевс-отец.
В середине, на верхнем и нижнем концах юпы, где представлены основные части
Вселенной, столб имеет квадратное сечение. Между нимивосьмиугольное. Переход от
квадратного к восьмиугольному сечению осуществляется через четыре угловые фаски.
Очень похожий переход от четырехугольной капители к круглой колонне мы наблюдаем в
византийских и романских капителях. Общая структура столба с капителью, базой и срединным узлом встречается в готиче-
ских и очень часто в русских храмах. В порталах древнерусских храмов, в некоторых аркатурах и в столбчатых обрамлениях
наличников окон срединный узел оформлен в виде так называемой «дыньки». Форма «дыньки» и ее членения очень похожи
на плод лотоса в хармике колонны буддийского пещерного храма или в колонке индуистского храма.
В колонках аркатурного пояса Успенского собора Московского Кремля мы наблюдаем ту же вселенскую структуру, что
и в жертвенном столбе юпа. Разрез чаши небесных вод представлен полукругом капители, а ее планпомещенным внутри
цветком. Срединный узел дан не в плане, а в фасаде, как перехват. Поднебесный мир фасадно представлен в базе, а его план
в виде цветка предъявлен внизу на кронштейне.
На рубеже XIX и XX вв., когда в российской культуре была особенно актуальна потребность осмысления и практиче-
ского освоения древнерусского архитектурного наследия, в целом ряде зданий возникает декоративная колонка, в своей
структуре почти буквально повторяющая юпу.
Вполне закономерно, что вместе с использованием древнерусских форм архитекторы интерпретируют и византийские
формы как общепризнанный источник заимствования. Но вместе с этим в новой, эклектической по своему характеру, архи-
тектуре возникают формы, буквальных аналогов которых, возможно, и не было ни в древнерусской, ни в византийской архи-
тектуре. Одним из таких примеров неожиданного развития архаической формы, неоднократно разрабатывавшейся в русском
зодчестве, может служить появление целого ряда монументальных интерпретаций жертвенного столба юпы.
Применительно к этому феномену можно предположить, что сильная целеполагающая установка на освоение культур-
ного наследия проникла в бессознательное культуры значительно глубже, чем это декларировалось архитекторами и истори-
Германия. Вормс. Портал собора.
Романская колонка
(по Б. Флетчеру)