Философия архитектуры. Терехова Г.Л. - 33 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

виде, а новое строительство велось на периферии, по периметру, кольцами стен, призванных защитить, утвердить и возвы-
сить святыню в глазах окружающего мира.
В первом случае храм наглядно демонстрирует вертикальный путь к высочайшей святыне, к богу. Во втором случае
вертикальный путь проектируется на горизонтальную поверхность земли.
Стамбул. Мечеть Ахмедие Страсбург. Собор
Сакральное пространство с центральным алтарем или святилищем ограждается одной или несколькими кольцевыми
стенами, высота которых нарастает по мере удаления от святилища. Трудность постижения бога интерпретируется в плане
храмового комплекса как труднодоступность, труднопреодолимость пути сквозь стены: чем дальше от святилища, тем выше
стена. В гигантских индуистских храмах XIII – XVII вв. путь верующего к главному святилищу пролегает через многочис-
ленные ворота, галереи, дворы, сени, мимо водоемов, алтарей, жертвенников, стел, статуй, часовен и других объектов по-
клонения, обеспечивающих очищение, необходимое для приближения к главному святилищу, к божеству. Вертикальная
структура мироздания проектируется от центра на все четыре стороны.
Снаружи, над входом в храмовый комплекс, вся сложность и труд- нодоступность Пути к богу представлена в высокой
многоярусной надвратной башне гопурам, на которой структура мироздания развернута вертикально, как лестница на пути к
небу, к постижению бога. По мере продвижения к главному святилищу количество ярусов над вратами гопурама уменьшает-
ся. Постепенно приближаясь к главному святилищу, на каждой следующей башне адепт видит воочию свое приближение к
небу. Движение по горизонтали воспринимается как восхождение к богу. Конечная цель этого путинебольшое централь-
ное святилищеоказывается вознесенным на небо хармикойтвердыней божества.
В готическом соборе спроектированный в план горизонтальный путь к богу, к средокрестию, к алтарю лежит через пер-
спективный портал, через нартекс, через многослойное пространство травей, мимо чаши для омовения перстов, вдоль рядов
святых и внутрихрамовых часовен. Так же, как и в индуистском храме, – это путь паломника, путь очищения перед приоб-
щением к главной святыне.
Здесь наблюдается очень важная закономерность: чем ближе к поверхности земли расположено главное святилище,
представляющее центр мироздания, «место бога», тем активнее высотное построение нарастает к периферии храмовой сис-
темы. Характерным примером здесь может служить и главное святилище ислама Харам или Бейт Уллах (Дом Аллаха), в ко-
тором главный объект поклонении Кааба (эквивалент хармики) расположен в центре огромного двора. Предельным выраже-
нием этой системы выступают индуистские храмы Мадхуры и Шрирангама.
Чем выше от поверхности земли расположено главное святилище или чем выше по его вертикальной оси возносится
форма, представляющая мировое яйцо, бутон, шар, тем активнее высотное построение храмовой системы нарастает к цен-
тру. Предельным выражением этой системы выступают Шведагон в Бирме и центрические соборы Западной Европы и Рос-
сии.
Интересно, что существует очень немного примеров, когда две эти системы, воплощенные в одном храмовом комплек-
се, достигают определенного равновесия. Такой «равновесной» системой видится София константинопольская после строи-
тельства по ее углам четырех минаретов. Такой изначально замысленной «равновесной» системой стал мавзолей Тадж-
Махал, в котором вознесение центрального купола также уравновешивается минаретами. Характерно, что оба памятника, в
которых достигнуто это гармоническое равновесие, относятся массовым сознанием к «чудесам света».
Санкт-Петербург.
Исаакиевский Собор
Индия.
Тадж-Махал
В этих по-своему уникальных примерах мы наблюдаем процесс органического синтеза двух систем вертикального по-
строения крупных культовых ансамблей: системы, в которой смысловым ядром является вознесенный к зениту золотой шар