Философия архитектуры. Терехова Г.Л. - 38 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

еще не изучен. Но присутствие такого механизма постоянно напоминает о себе периодическим возникновением предпочте-
ний к тем или иным формам, к отдельным архитектурным темам, к принципам организации пространства.
Тема 7
ТЕМА ВОДЫ И ВРЕМЕНИ
1. Вода как начало мироздания в древней мифологии и философии.
2. Чаша небесных вод в пространственном изображении.
3. Тема воды и времени в античном храме.
1. При реконструкции архаического мироздания из всех первоначал, о которых так любили говорить древние филосо-
фы, ключевой субстанцией оказалась вода. Не случайно античная традиция, почитая Фалеса Милетского как первого фило-
софа, связывает с ним представление о первичности воды в природе. В античной культуре как неосознанно, так и сознатель-
но, вода фигурировала как всеобщее начало, как ключевая идея, позволяющая понять природу Вселенной и сконструировать
образ мироздания.
Такое представление вполне соотносится с современным научным видением мира. Архаическое сознание связывало
рождение мира как всеобщей жизни с водой. Жизнь мира естественно начиналась с рождения божества. В самых разных
мифологических традициях первые боги рождались в воде. Сегодня наука полагает, что первая жизнь на планете Земля на-
чала развиваться именно в воде.
Изображения Будды и индуистских богов помещены в цветок лотоса, который можно назвать таковым только условно.
Будда восседает на лотосном алтаре, в широкой плоской чаше-цветке. Под ней такая же, почти зеркальная, опрокинутая ло-
тосная чаша. Если на горизонтальной границе между двумя чашами мысленно поместить поверхность воды, то нижняя чаша
окажется отражением верхней. Место в центре мироздания, где происходит творение мира из небесных вод, горизонтальная
граница между двумя чашами, граница между двумя мирами, двумя качественно различными средами вполне соотносится с
пограничной пленкой между водой и воздухом, с нейстоуном, которому в современной науке отводится важнейшая роль в
процессе зарождения и развития жизни.
Водасубстанция во многих отношениях неопределенная. В жидком и газообразном виде вода аморфна. В этом каче-
стве она легко соотносится с современной категорией вселенского поля и со ставшим вновь актуальным в физической науке
представлением о мировом эфире. Да и сама категория «поле» в понимании, очень близком к современному, встречается в
древних текстах.
И вода, и поле, и эфир с данной точки зрения суть образы дотварного «ничто», которое присутствует как «добытие» и в
первоначальном, «историческом» прошлом Вселенной, и в каждом мгновении времени наличного бытия. В последнем каче-
стве наш мир существует как непрерывное становление.
Рассмотрение архаических представлений о мироздании, о механизме функционирования Вселенной приобретает в та-
ком аспекте не только профессионально архитектурное, но и общенаучное значение. На новом витке развития знания наука,
как и вся культура в целом, часто возвращается к архаическим, «донаучным» представлениям о Вселенной.
Архитектурное формообразованиеявление глубокое и многозначное. За каждой, даже самой малой архитектурной де-
талью стоит множество смыслов. Каждая деталь есть целостное воплощение зодчим некоей суммы представлений о мире,
которую мы не можем ни охватить научным исследованием, ни представить как целостную систему.
Традиционное грузинское жилище
«дарбази»
Армения. Сагмосаванк.
Гавит
Исследуя проявления темы воды в архитектуре, можно заметить, что иногда она выступает очевидно, а иногда только
незначительно преобладает над другими темами. Но даже эти отдельные эпизоды, рассмотренные через призму архаическо-
го мироздания, позволят наметить некую общую картину.
Вода поступает сверху, из чаши небесных вод через зенитное отверстие в небосводе. В архитектуре сводов и куполов
это отверстие представлялось буквально в виде обрамленного круглого или квадратного проема. В архаичных нормах жи-
лища, в гипетральных храмах Античной Греции, в Римском Пантеоне в этом отверстии, в зените крова было представлено
само Небо; греческий Уран, ведический Варуна, общеиндоевропейский Дьяус-пита. Через эти зенитные врата можно было
видеть все проявления небесного могущества: солнце, луну, звезды, несущие дождь облака, молнию во время грозы. Через
них прямо проникали в храм солнечный свет и благодатный дождь.
Если в отверстии как таковом не было необходимости, то оно предъявлялось люнетом купола с изображением верхов-
ного божества вседержителя и благодетеля, одной из функций которого была подача на землю воды-жизни. Небо и Верхов-
ное божествоПантократорпредъявлялись изобразительно, божественным, Вочеловеченным ликом.