ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
7
3. Сочетание в одном произведении контрастных явлений,
противоположностей.
В литературе барокко проявилось прежде всего в поэзии ( испанцы Кеведо,
Гонгора, англичанин Дж . Донн, немцы Логау и Грифиус) и в драме . Образцом
барочной драматургии является испанская драма XVII в. Классик – Педро
Кальдерон де ла Барка .
Кальдерон - великий испанский драматург XVII в. (1600- 1681).В его
творчестве наиболее ярко проявились черты нового стиля. Он стал создателем
нового жанра философско-символической драмы . В его драме «Жизнь есть
сон» на первом месте стоит проблема свободы воли человека. Человек пытается
сопротивляться роковому предсказанию.
Королю Басилио предсказывают , что его сын – принц Сегизмундо –
станет жестоким правителем . Король приказывает заточить сына в башню.
Когда Сегизмундо становится взрослым, король хочет проверить роковое
предсказание и приказывает принести его во сне тайно во дворец . Сегизмундо ,
ничего не знающий о жизни и о людях, проявляет свой буйный нрав. Его отец
огорчён и испуган . Принца возвращают в его укрытие и убеждают , что всё,
что он пережил во дворце, было сном. Но он начинает учиться понимать себя
и хочет узнать мир и людей . В конце Сегизмундо становится мудрым
монархом, справедливым и честным правителем . Он считает , что «главное –
это творить добро».
В этой пьесе присутствуют все черты барокко: игра противоположными
понятиями (жизнь – сон , свобода – зависимость ); тема рока; действие
развивается быстро, напряжённо; здесь несколько одинаково важных
сюжетных линий; язык яркий, сложный.
КЛАССИЦИЗМ - литературное направление , развивавшееся в течение XVI –
XIX вв. Расцвет его приходится на XVII – XVIII вв. Классицизм стал ведущим
направлением в искусстве Франции в это время. Термин означает
«образцовый» . Самый яркий пример искусства классицизма - французская
драматургия XVII в.
Мировоззрение классицизма опирается на понятие РАЗУМА.
Классицисты считали, что с помощью разума можно упорядочить сложную
картину мира. В мире надо искать гармонию, систему, симметрию.
Поэтому в искусстве классицисты предлагают целую систему правил,
норм . Образцом послужила для них античность .
Черты эстетики классицизма:
1. Главное в произведении искусства – это мысль , идея, содержание .
2. Форма же должна служить идее – она должна быть простой, ясной,
строгой, логичной.
3. Произведение должно быть пропорциональным , иметь чёткое строение.
Действие сосредотачивается на одной сюжетной линии. Количество
персонажей мало, они обозначают определённые идеи .
7 3. Соче та ние вод ном п роизве д е нии кон т раст н ы х явле ний, п ротивоп олож носте й. В лите ра туре ба рок к о п роявилось п реж д е все го в п оэзии ( исп а нцы К е ве д о, Гонгора , а нглича нин Дж . Донн, не м цы Л ога у и Гриф иус) и вд р а ме . О бра зцом ба рочной д ра м а тургии являе тся исп а нск а я д ра м а XVII в. К ла ссик – П е д р о К а льд е р о н д е ла Б а р ка . К а льд е р о н - ве лик ий исп а нск ий д ра м а тург XVII в. (1600- 1681).В е го творче стве на иболе е ярк о п роявились че рты нового стиля. О н ста л созд а те ле м нового ж а нра фи лософско-си м вол и ч еской драм ы . В е го д ра м е «Ж изнь е сть сон» на п е рвом м е сте стоит п робле м а свобод ы воли че лове к а . Ч елове к п ыта е тся соп ротивлять ся рок овом у п ре д ск а за нию. К орол ю Баси ли о п редсказы вают , ч т о его сы н – п ри н ц Сеги зм ун до – ст ан ет ж ест оки м п рави т елем . К орол ь п ри казы вает зат оч и т ь сы н а в баш н ю. К огда Сеги зм ун до ст ан ови т ся взрослы м , корол ь хоч ет п ровери т ь роковое п редсказан и еи п ри казы вает п ри н ест и его во сн ет айн о во дворец . Сеги зм ун до, н и ч его н езн ающи й о ж и зн и и о л юдях, п роявл яет свой буйн ы й н рав. Его от ец огорч ён и и сп уган . П ри н ц а возвращают в его укры т и е и убеж дают , ч т о всё, ч т о он п ереж и л во дворц е, бы ло сн ом . Н о он н ач и н ает уч и т ь ся п он и м ат ь себя и хоч ет узн ат ь м и р и людей. В кон ц е Сеги зм ун до ст ан ови т ся м удры м м он архом , сп раведли вы м и ч ест н ы м п рави т ел ем . О н сч и т ает , ч т о «главн ое– эт о т вори т ь добро». В этой п ь е се п рисутствуют все че рты барок к о: игра п ротивоп олож ным и п онятиям и (ж изнь – сон, свобод а – за висим ость ); те м а рок а ; д е йствие ра звива е тся быстро, на п ряж ё нно; зд е сь не ск оль к о од ина к ово важ ных сюж е тныхлиний; язык ярк ий, слож ный. К ЛА ССИ Ц И ЗМ - лите ра турное на п ра вле ние , ра звива вш е е ся вте че ние XVI – XIX вв. Ра сцве т е гоп риход ится на XVII – XVIII вв. К ла ссицизм ста л ве д ущим на п ра вле ние м в иск усстве Ф ра нции в это вре м я. Те рм ин озна ча е т «обра зцовый». Са м ый ярк ий п рим е р иск усства к ла ссицизм а - ф ра нцузск а я д ра м а тургия XVII в. М ировоззре ние к ла ссицизм а оп ира е тся на п онятие РА ЗУ М А . К ла ссицисты счита ли, что с п ом ощь ю ра зум а м ож но уп оряд очить слож ную к а ртину м ира . В м ире на д оиск а ть га рм онию, систе м у, сим м е трию. Поэтом у в иск усстве к ла ссицисты п ре д ла га ют це лую си ст ем у п рави л, н орм . О бра зцом п ослуж ила д ля них а нтичность . Ч е рты эсте тик и к ла ссицизм а : 1. Гла вное вп роизве д е нии иск усства – этомысль, ид е я, со д е р ж а ние . 2. Ф орм а ж е д олж на служ ить ид е е – она д олж на быть п ростой, ясной, строгой, логичной. 3. Произве д е ние д олж но быть п роп орциональ ным , им е ть чё тк ое строе ние. Де йствие сосре д ота чива е тся на од ной сюж е тной линии. К оличе ство п е рсона ж е й м а ло, он и обозн ач ают оп ределён н ы еи деи .
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- …
- следующая ›
- последняя »